Дело государственное. Принимать, как себе равных

Галоўнае Грамадства

Рядом с нами живут не только здоровые люди. Есть и особенные, с ограниченными возможностями. В том числе дети. Как сделать их жизнь максимально комфортной, помочь им занять достойное место в современном обществе? И готово ли оно само принимать таких людей, обсуждать эту тему открыто?

Ответы на поставленные вопросы искали участники заседания комиссии по делам несовершеннолетних облисполкома, которое прошло второго декабря в режиме видеоконференции. Речь шла о межведомственном взаимодействии при оказании помощи семьям, в которых воспитываются дети с инвалидностью и с особенностями психофизического развития. Среди приглашённых – руководители и специалисты государственных органов, структур и организаций, члены КДН.

Тема – актуальная, государственно важная. Она обсуждалась, как отметил заместитель председателя облисполкома Владимир Привалов, на заседании Национальной комиссии по правам ребёнка. По его итогам определены основные пути совершенствования работы в данном направлении. Ведь такая категория детей в силу сложившихся обстоятельств нуждается в заботе не только родителей, но и государственных органов, иных организаций, общественности.

Прозвучали цифры: в Гомельской области сейчас проживает более 30 тысяч детей с особенностями психофизического развития, из них детей-инвалидов – 2406 человек. За последние два года количество несовершеннолетних данной категории увеличилось на 2,5 тысячи. Для оказания помощи им и их семьям созданы пункты коррекционно-педагогической помощи, центры коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, центры раннего развития. Сохраняется сеть интернатных учреждений: работает восемь специальных школ-интернатов и одна специальная школа.

Как организована работа с такими детьми: от подвоза их к местам обучения до помощи в дальнейшем жизнеустройстве, рассказала Жанна Жданович, заместитель начальника главного управления образования облисполкома. Главное, что нужно, по мнению Владимира Привалова, – активнее создавать на местах условия для организации досуга, культурной и спортивной деятельности данной категории несовершеннолетних. В пример он привёл опыт Добрушского района. Более того, сегодня особую актуальность приобретает вопрос, как воспитывать других детей, чтобы ребёнок с инвалидностью чувствовал себя комфортно среди сверстников, прививать у подрастающего поколения толерантное, позитивное отношение к людям с ограниченными возможностями. Тем более что в новой редакции Кодекса об образовании более широкое распространение получил принцип инклюзивного обучения. Сегодняшняя политика государства в отношении инвалидов направлена на их полную социализацию.

Поднималась и проблема трудовой занятости. Дети с особенностями вырастают, получают специальность, но не всегда могут устроиться на работу. Есть факты, которым должна даваться правовая оценка. Нужно чётко отработать систему, которая будет помогать ребёнку на этапе взросления, его социализации после 18 лет. Каждый этап жизни человека с ограниченными возможностями должен отслеживаться, – подчеркнул Владимир Александрович.

Специализированную помощь детям до трёх лет оказывают созданные на базе учреждений здравоохранения центры раннего вмешательства. Таких в нашей области три, – проинформировал Михаил Змушко, заместитель начальника главного управления по здравоохранению. Поэтому возникает резонный вопрос: как строить работу с семьями, в которых есть малыши с нарушениями развития, в других районах – там, где этих центров нет? Выходом из ситуации может стать обучение кадров на местах, более тесное взаимодействие амбулаторного звена с ЦКРОиР, родительской общественностью.

Задача территориальных центров социального обслуживания населения на современном этапе – поиск новых форм и методов работы с молодыми инвалидами, в том числе с использованием современных интернет-технологий, привлечением к такой деятельности общественных объединений, профсоюзов.

На Брагинщине специальными образовательными программами и коррекционной помощью охвачены 200 юных жителей района. В том числе 23 ребёнка с инвалидностью. Организована работа психолого-медико-педагогической комиссии с целью выявления детей с особенностями психофизического развития и определения их дальнейшего образовательного маршрута. Разрабатывается программа межведомственного взаимодействия по переходу выпускников ЦКРОиР в ТЦСОН. План включает в себя различные направления деятельности: от информационного и методического обеспечения до ресурсного оснащения и социально-психологической организации среды. Постоянный обмен опытом, просветительская работа, совместные досуговые мероприятия – всё это реализуется на практике.

Сегодня, безусловно, нужно чаще говорить, доносить до других, что у особенных людей есть такое же право на образование, труд, полноценный отдых, реализацию своих возможностей, раскрытие потенциала. Право на уважительное отношение. Это – признак прогрессирующего общества. И вести пропаганду небезразличного отношения к инвалидам нужно прежде всего среди подрастающего поколения. Если ребёнку с раннего возраста объяснять, что они – такие же люди, как и он, и что с ними можно и нужно общаться, взаимодействовать, то с этой установкой он войдёт во взрослую жизнь. Будет внимательным к ближнему, помогать другому в трудную минуту.

Да, поддержка государства и развитая инфраструктура важны. Но не менее важно формировать общество, готовое к инклюзии.

Валентина БЕЛЬЧЕНКО