Избирательные процедуры на территории Беларуси начали применяться ещё в эпоху средневековья, когда дворяне выбирали депутатов в высший представительный орган — Сейм, а мещане — в состав городских советов.
Однако после вхождения наших земель в состав Российской империи эти традиции на некоторое время были преданы забвению.
В Древней Руси царила прямая демократия. Ещё на уроках истории в школе упоминаются вечевые собрания. Особенно ярко это проявилось в Новгороде (Новгородское вече) и Пскове. На вече рассматривались наиболее важные вопросы государственной жизни: избирались, назначались и смещались должностные лица, принимались законопроекты. Вече распоряжалось земельным фондом, вершило судопроизводство, рассматривало различные жалобы, устанавливало льготы и привилегии. Все решения на нём принимались посредством выборного принципа: присутствующие высказывались «за» или «против» предложений. С образованием централизованного государства необходимость в существовании вече отпала. Но нужен был другой институт на смену и взамен ему: сословно-представительный орган, который бы поддерживал политику власти, через который власть узнавала бы об общественных запросах и обращалась бы к обществу. Таким институтом стали Земские соборы. На них рассматривались вопросы, как общегосударственного значения, так и связанные с отдельными отраслями управления: судебные, церковные, военные.
Земские соборы просуществовали менее 150 лет: первый был создан Иваном Грозным в 1549, последний — в 1683-1684гг. — в правление царевны Софьи. Представительство сословных групп на соборах последовательно расширялось. Если Иван Грозный выступал перед представителями высшей администрации (боярами, дворецкими, воеводами, княжатами), то в 1653г на соборе присутствовало гораздо больше «чинов». Здесь было купечество, простые горожане. В случае необходимости в работе собора принимали участие представители белого и черного духовенства.
- Современная система тайного голосования была разработана и применена во II половине XIX века в Австрии.
Становление абсолютной монархии прервало традиции формирования общегосударственных представительских институтов, которые появятся вновь в XX веке. В отличие от многих европейских стран, где парламентские традиции складывались веками, в России первое представительское учреждение парламентского типа (в новейшем понимании этого термина) было созвано лишь в 1906 году. Оно получило название Государственная дума. Дважды её разгоняло правительство, но она просуществовала около 12 лет, вплоть до падения самодержавия. Выборы в Государственную думу проводились на основе неравного представительства сословий и в несколько этапов. Выделялось четыре группы избирателей. От каждой избирались выборщики. При этом один выборщик представлял 2 тысячи землевладельцев, 4 тысячи горожан, или 30 тысяч крестьян, или 90 тысяч рабочих. Не имели избирательных прав женщины, военнослужащие, студенты, народы, ведущие кочевой образ жизни, некоторые другие категории населения.
Современная система тайного голосования, при которой избирательная комиссия печатает избирательный бюллетень типографским способом, выдаёт его голосующему, а тот делает отметку в нём, была разработана и применена во II половине XIX века в Австрии.
- Не имели избирательных прав женщины, военнослужащие, студенты, народы, ведущие кочевой образ жизни, некоторые другие категории населения.
Первыми свободными выборами в Беларуси как суверенном государстве стали выборы Президента страны в 1994 году. В соответствии с Конституцией Республики Беларусь её граждане имеют право свободно избирать и быть избранными в государственные органы на основе всеобщего, равного, прямого или косвенного избирательного права при тайном голосовании.
Прямыми являются все выборы в Беларуси. Только Совет Республики Национального Собрания формируется путём косвенных выборов.
Право избирать имеют граждане Республики Беларусь, достигшие 18 лет, кроме признанных судом недееспособными или содержащихся по приговору суда в местах лишения свободы. Проведение выборов обеспечивают избирательные комиссии. На них имеют право присутствовать наблюдатели — депутаты, доверенные лица кандидатов, представители политических партий и общественных объединений, международных организаций и СМИ.
Выполняя свой гражданский долг, мы определяем будущее государства, своё и своих детей. Я считаю, что придти на участки и проголосовать должен каждый сознательный избиратель Беларуси.
- С 1994 года в нашей стране дважды проходили выборы Президента (в 2000 и 2006), четырежды проводились парламентские выборы (1995, 2000, 2004, 2008) и столько же раз – в местные Советы депутатов (1995, 1999, 2003, 2007).
И. САМБУК,
начальник отдела идеологической работы райисполкома