«Мы стали сильными, значимыми и заметными. Но, как бы странно это ни звучало, снова ходим по краю. По краю пропасти системного геополитического кризиса. И не только мы», – отметил Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко в своём выступлении на инаугурации. Мир шатается, одни вызовы стремительно сменяют другие, роли перераспределяются.
По хрупкому льду
24 марта в Эр-Рияде состоялись переговоры между делегациями США и России. Они продолжались более 12 часов и прошли за закрытыми дверями – даже обычной протокольной фото- и видеосъёмки не было.
Детали договорённостей между сторонами касаются безопасности в Чёрном море и прекращения обстрелов энергетических объектов. В пресс-релизе России отмечается, что США помогут восстановить доступ к мировому рынку экспорта российской сельхозпродукции и удобрений. Обеспечение безопасного судоходства будет проходить только с досмотром украинских судов и станет возможным после того, как снимут санкции с компаний, производящих сельхозпродукцию и удобрения, а также с Россельхозбанка и финансовых организаций, и восстановят их подключение к SWIFT.
Интересна схема урегулирования: впервые конкретные шаги и обязательства возложены непосредственно на США. Америка ведёт переговоры с Россией, а потом доводит результаты до Украины, иногда учитывая встречные пожелания. В этом трагедия Киева.
Одновременно с окончанием встречи американский президент заявил, что Вашингтон считает её подготовкой к переговорам. На них будут обсуждаться условия будущего мира. По словам Трампа, с Киевом решается вопрос раздела страны: «Сейчас мы говорим о территории. Мы говорим о линиях разграничения, говорим об энергетике, владении электростанциями. Некоторые говорят, что электростанция (возможно, речь идёт о Запорожской АЭС – прим. агентства) должна принадлежать Соединенным Штатам… потому что у нас есть опыт», – приводит его слова Reuters.
Как по хрупкому весеннему льду, стороны идут к согласию, находя компромиссы. Между тем это нравится не всем.
Культивация мифов и угроз
Французская газета Figaro сообщает, что европейские военные находятся на стадии подготовки к долгосрочной конфронтации с Россией.
Больше средств на оборону и дальнейшая поддержка Украины – таковы главные лозунги и прошедшей в Варшаве 25 марта межпарламентской конференции ЕС по внешней политике и обороне. Вице-премьер Польши Владислав Косиняк-Камыш заявил, что необходимо срочно выделить крупные средства на военную промышленность и вооружение, подчеркнув, что Европа должна развивать беспилотные технологии, увеличивать численность армии и наращивать оборонный потенциал. Министр назвал поддержку Украины «фундаментальным вопросом».
Агнешка Помаска, глава сеймской комиссии по делам ЕС, призвала к единому фронту против «российской угрозы», не забыв и Беларусь. А Гжегож Схетына, председатель комитета Сената по иностранным делам, пошёл ещё дальше, заявив: если Россия добьётся успеха на Украине, то её «аппетиты» будут расти, и она станет угрожать Европе. С чего бы вдруг? Вот так, исходя из предположений, страхов и гаданий на кофейной гуще, обсуждаются перспективы создания единой армии, будущее трансатлантических отношений и усиление военного взаимодействия внутри Евросоюза. Допущу вольность: а вдруг кто-то из министров страшный сон увидит? Таким оружие доверять нельзя.
Уже 2–3 апреля Европейский Союз проводит неформальную встречу министров обороны в Варшаве. Накануне глава дипломатического ведомства Европейского союза Кайя Каллас заявила, что страны ЕС собрали половину обещанных Киеву снарядов. По её словам, Владимир Зеленский просил пять миллиардов евро для получения минимум двух миллионов снарядов.
Между тем отмечен интересный факт. Австрийские журналисты спросили, какой сигнал подаёт ЕС миру тем, что на встречу глав Минобороны приехали только 10 министров из 27. Каллас ответила, что не знает точного числа участников, она видела «много министров», но не считала их.
Очевидно: ЕС культивирует миф о российской угрозе, выбирая для себя путь милитаризации и оправдывая этот фарс невразумительными доводами.
Торговая война
На обложках мировых СМИ очередная сенсация: пошлины. Ни больше, ни меньше, чем «Трамп развязывает вихрь пошлин против мирового порядка», «Трамп против всего мира», «Трамп развязывает торговую войну», «Трамп наложил на Евросоюз пошлину в 20%». Ещё 10 февраля президент США распорядился ввести таможенные пошлины в размере 25% на весь импорт стали и алюминия. Решение, которое вступило в силу 12 марта, касалось поставок из Австралии, Аргентины, Бразилии, Великобритании, Евросоюза, Канады, Мексики, Республики Корея и Японии. 4 марта введены таможенные пошлины в размере 25% практически на весь импорт из Канады и Мексики и подняты тарифы на товары из Китая с 10% до 20%.
И вот «Вашингтон вводит таможенные пошлины в отношении всех стран по принципу взаимности», – заявил Трамп, продемонстрировав перечень: затронуто в общей сложности 185 государств. Беларуси и России в списках нет. Почему? На вопрос ответили, что страны под санкциями и торговля с ними не ведётся.
Министр финансов США Скотт Бессент призвал не принимать ответных мер. «Мой совет каждой стране прямо сейчас – не мстите. Откиньтесь на спинку кресла, примите это, посмотрим, как всё пойдёт. Потому что, если вы ответите, будет эскалация», – сказал министр в комментарии каналу «Fox News».
Урсула фон Дер Ляйен назвала введение пошлин «серьёзным ударом по мировой экономике», которую ждут тяжёлые последствия. По её словам, «тарифы нанесут удар по потребителям по всему миру», а «расходы на ведение бизнеса с Соединёнными Штатами резко возрастут».
«Мы готовы отвечать. Мы уже завершаем первый пакет контрмер в ответ на тарифы на сталь, и теперь мы готовимся к дальнейшим контрмерам для защиты наших интересов. Я знаю, что многие из вас чувствуют себя обманутыми нашим старейшим союзником», – добавила фон дер Ляйен.
Между тем очевидно: мир балансирует на грани, и сценарии развития ситуации непредсказуемы.
Галина Шевченко
Самыя цікавыя і важныя навіны шукайце ў нашых сацыяльных сетках: TikTok, Instagram, VK, Одноклассники, Telegram, Facebook, Youtube.