Пути Господни неисповедимы… Божий промысел увидела в том, что мне суждено было вместе с иереем Ростиславом Бондаренко вернуться к истории приходской Николаевской церкви, чтобы донести до земляков те ценные сведения, которые сохранились.
Совместно со священником мы подготовили несколько публикаций о храмах, действовавших на территории Брагинщины. Узнав, что я из Деражич, отец Ростислав рассказал, как (по воспоминаниям старожилов) стирали с лица земли местную церковь, как сбрасывали колокола, и один из них, самый большой, глубоко ушёл в землю. Его так и не нашли. Какая-то невидимая сила спрятала святыню от рук варваров.
Что касается икон и другой утвари, то местные жители, в ком жила вера в Христа, спасали их. В том числе и моя бабушка Федора. Побывав в немецком рабстве и потеряв на фронте трёх сыновей, она не растратила душевного тепла, безропотно принимала все испытания, посланные свыше. В доме родителей было несколько икон, принесённых ею. По словам мамы, бабушка была глубоко верующей, пела на клиросе, знала Священное Писание.
Такая она была не одна. У жительницы д. Чирвоная Поляна Брагинского района Надежды Давыдовны Филон тоже бережно хранится образ четырёх евангелистов из Деражичской церкви. Моя односельчанка Нина Люшня (это её девичья фамилия) передала в прошлом году отцу Ростиславу напрестольный крест, доставшийся ей от предков. После реставрации он используется во время богослужений.
По словам иерея, данные реликвии являются остатками прошлого и напоминают о былом духовном величии нашей культуры. Писал их, скорее всего, местный художник в начале XX века, так что они представляют больше историческую ценность. К сожалению, ни одна из икон, перед которыми усердно молилась моя бабушка, мне не досталась. Попали они в руки алчных людей, не знающих истинной цены святых ликов.
А вот какие сведения отыскал в архивах иерей Ростислав Бондаренко (стиль сохранён):
ДЕРАЖИЦЫ МЕСТНОСТЬ. Село Деражицы, состоящее во втором благочинническом округе речицкого уезда, расположено в песчаной местности, неподалёку от реки Днепра. От Минска отстоит в 416, от Речицы в 80, от почтовой станции в 25 и от Либаво-Роменской жел. дороги в 80 вер.; кроме того, по Днепру можно пользоваться пароходным сообщением с Киевом.
ЦЕРКОВЬ. Приходская Николаевская церковь, расположенная на краю селения, первоначально построена в 1828 году, затем последовательно перестраиваема была в 1848 и в 1858 году. Последняя перестройка, довольно капитальная, произведена была на средства прихожан, причем особенную ревность и усердие высказал крестьянин деревни Бывалек Иван Антонович Самуйленко, пожертвовавший на устройство церкви 1254 р. Зданием церковь деревянная, на кирпичном фундаменте; устроена продолговатым крестом, с открытым куполом на средине и колокольнею во фронтонной части.
Кровля железная, окна расположены в три ряда, считая и купол, дверей трое, стены окрашены белою масляною краскою, а крыша – зеленою; вообще церковное здание находится в прочном состоянии. Внутренняя площадь вместимостью в 80 квадр. сажень имеет крестообразное расположение. Потолок вне купола подшит тесом, внутренние стены покрашены масляною краскою; пол деревянный; к отоплению не приспособлена.
Дощатый, довольно старого устройства иконостас, покрашенный в голубой цвет, с позолоченными рамами и посеребрянными карнизами, состоит из 26 икон, расположенных в четыре ряда. Из утварных вещей, которыя имеются в достаточном количестве, к ценным относятся один серебряный прибор литургийных сосудов и такие же два напрестольные креста. Ризница состоит из 12 священнических облачений, в том числе три устроены из недорогой бархатной парчи, шесть из простой мишурной парчи; остальныя три ветхия. Богослужебное евангелие, печатанное в Москве в 1735 году, в лист, обложено малиновым бархатом и по оному украшено серебряным набором. В архиве церковном метрические книги и списки прихожан хранятся с 1794 года. Колоколов имеется четыре. Погост обнесён штакетною, крашенною масляною краскою оградою. Кладбищ в приходе семь; приписных же и кладбищенских церквей нет.
ПРИХОД. В состав прихода входят селения: Деражицы, Тесны, Лутава, Бывальки, Глушец, Бересневка и Маложин – самый отдаленный пункт прихода находится в 10 верстах. Прихожан числится мужского пола 1530, а женского – 1645 душ, все они крестьянского сословия и занимаются хлебопашеством, а также сплавом леса по Днепру. Религиозно-нравственное состояние прихода признается удовлетворительным.
ПРИЧТ. Причт составляют настоятель и два псаломщика. Настоятелем состоит священник Иосиф Горбацевич, окончил курс наук в духовной семинарии, рукоположен 1868 года.
ВЛАДЕНИЯ ЦЕРКВИ И ПРИЧТА. Церковнаго дохода поступает до 250 рублей в год. Причт, кроме штатного жалования, пользуется церковною землею и помещением. Церковной земли считается: усадебной 4, пахотной 42, сенокосной 28, неудобной, под кустарниками и болотами 118 десятин. Пахотная и сенокосная земля расположена в четырех участках; усадебная при церкви. План и межевая книга составлены в 1866 году. Для помещения причта имеются: три дома, два гумна, три амбара, три скотских сарая; строения сии нуждаются в капитальных переделах, на что, впрочем, учрежденною комиссиею составлен проект.
ЦЕРКОВНЫЯ И ПРИХОДСКИЯ УЧРЕЖДЕНИЯ. При церкви учреждено церковно-приходское попечительство и в самых Деражицах имеется штатное народное училище. Процент грамотности между прихожанами незначителен.
Чтобы показать, как выглядят святые образа из былой Николаевской церкви, мы вместе с фотокорреспондентом Ольгой Полещук отправились на периферию. Женщина, в доме которой находится икона четырёх евангелистов, любезно позволила нам сделать снимок. Возможно, у кого-то из вас, уважаемые читатели, тоже есть святыни из Деражичской церкви. Просим сообщить об этом в редакцию нашей газеты или иерею Ростиславу Бондаренко.
Нина СИНИЛОВА