Состоялась премьера резонансного интервью Президента Беларуси Александра Лукашенко для американского блогера Марио Науфала. Видео опубликовано на платформе соцсети X, а также на YouTube-канале БЕЛТА.
Полуторачасовое интервью состоялось еще в четверг, 27 февраля. Александр Лукашенко прямо и откровенно ответил на многие вопросы, которые в том числе касались очень непростой нынешней ситуации в мире, перспектив завершения войны в Украине, политики новой Администрации США и лично Президента Дональда Трампа. Рассказал глава белорусского государства и о позиции России по ряду вопросов, своих разговорах с Владимиром Путиным и предстоящем визите в Москву.
Президент высказал позицию о том, что в целом между Востоком и Западом не должно быть каких-то преград для сотрудничества. Главный тезис Александра Лукашенко — о мире, необходимости как можно скорее остановить любые конфликты и наладить между крупными мировыми игроками нормальное и доверительное сотрудничество. От этого, уверен он, выиграют все стороны.
О Дональде Трампе и новой Администрации США
«Никто не мог и предположить. Но один человек, который рискнул это сделать, — Дональд Трамп — очень быстро ситуацию с головы на ноги поставил. Будем надеяться».
«Они молодцы. И Трамп молодец, что он часто говорит и что-то делает уже в направлении того, чтобы прекратить войну в Украине, прекратить войну на Ближнем Востоке. Это дорогого стоит во внешней политике. Мне кажется, и другой политики нет у него, как прекратить войну. Блестящая идея. Вот тут я готов встать рядом и делать все то, что необходимо для прекращения войны и улучшения жизни людей».
«Молодец, что он начал делать ревизию. USAID (Агентство США по международному развитию. — Прим. БЕЛТА) закрыли и так далее. Чем они занимались? Они финансировали перевороты в странах. Около пяти с лишним миллиардов — то, что просто известно пока, было направлено в Украину для того, чтобы совершить Майдан. Зачем? И мы это в 2020 году пережили. Наш мятеж внутри Беларуси финансировался по этим источникам».
«В шутку говорю: «Вот там, в Америке, меня не хватает». Вот я бы Трампу прямо в глаза сказал, как нельзя делать. Слишком много заявлений, которые вообще не надо было озвучивать… Надо остыть после выборов. И надо в интересах избирателей США, прежде всего, и, во-вторых, всего мирового сообщества делать шаги. У вас не много времени, чтобы доказать американскому обществу, что вы на что-то способны. Если вы этого не сделаете, республиканцы потерпят жесточайшее поражение на следующих выборах. И это будет по делу».
О войне и мире в Украине
«Не надо Зеленского сейчас наклонять, какой бы он ни был. Надо убедить, договориться и с Зеленским, потому что за Зеленским стоит большая часть украинского общества. Поэтому надо договариваться. Хотите — приезжайте. Вот, рядом — 200 километров от белорусской границы до Киева. Полчаса на самолете. Приезжайте. Вот здесь сядем. Спокойно, без шума, без криков договоримся. Поэтому передайте Трампу: я его жду здесь вместе с Путиным и Зеленским. Сядем и спокойно договоримся. Если вы хотите договориться».
«Мне кажется, Путин (мы на эту тему с ним не разговаривали, но я же его хорошо знаю) не думал, что это выльется в такую войну. В противном случае он бы не пошел на переговоры. Когда он увидел, что гибнет огромное количество людей, Путин мгновенно пошел на переговоры, чтобы конфликт остановить, чтобы договориться».
«Выбор есть всегда. И у Путина, возможно, был такой выбор (начинать СВО или нет. — Прим. БЕЛТА). Дело даже не столько в расширении НАТО на восток, а дело в тех угрозах, которые создавались в Украине… Он оттуда видел угрозы России и оттуда эти угрозы публично поступали в его адрес. Это одна из крупных причин того, что произошло».
«Когда в Стамбуле процесс шел к заключению мирных соглашений, туда приехал тогдашний премьер-министр Англии Джонсон. Это публично было. И запретил Зеленскому идти к миру. Он подтолкнул еще раз Зеленского к войне. Я хорошо знаю, как на Западе кухня эта функционирует. Никогда Джонсон самостоятельно это не сделал бы без того, чтобы его не подтолкнула тогдашняя Администрация США. Поэтому абсолютно убежден в том, что к очередному витку эскалации в Украине причастны Великобритания и Администрация Байдена».
«Был определенный результат, на который Путин часто ссылается. Был документ соответствующий. Документ гораздо выгоднее (для Украины. — Прим. БЕЛТА), нежели сейчас положение, — сказал Александр Лукашенко. — И тогда я публично все время подталкивал руководство Украины к тому, что надо заключать мир, надо соглашаться. — Нет, мы будем воевать до последнего украинца. К этому и Запад подталкивал Украину. Ну вот воюют до последнего украинца».
«Мы потом найдем, кто виноват. Никто от ответственности не уйдет. Мы подробно обсудим и разберемся в причинах этого. Сегодня в повестке дня не этот вопрос… Только с приходом к власти Дональда Трампа вопрос был поставлен ребром — остановить войну. И он прямо сказал, что он может сделать, и что будет, если война не будет остановлена. Правильно сказал. Это сегодня главное, а не поиск виновных. Тут мы с американцами на одной доске. Мы должны сделать ради этого все».
«Украина слишком мала для того, чтобы разрушить тот мир, в котором мы все живем — и США, и Китай, и Россия, и Украина. Это слишком малая взрывная сила. Поэтому надо с Украиной закончить. С Ближним Востоком проще будет закончить, если американцы этого захотят. И мне кажется, что в этом году мы эти проблемы решим».
О нежелании быть посредником в украинском вопросе
«Больше всего я ненавижу посредничество. Это значит быть между кем-то и делать вид, что ты что-то там можешь… Если где-то что-то помочь, организовать, подтолкнуть какой-то процесс, если это в моих силах и в силах моего государства, Беларуси, — с большим удовольствием. Но только к тому, чтобы было людям лучше. Но я ни в коем случае не хотел бы быть каким-то посредником, особенно по нормализации отношений в Украине».
О позиции насчет западных миротворцев в Украине
«По поводу направления туда (в Украину. — Прим. БЕЛТА) миротворческих сил. Россия никогда с этим не согласится. По крайней мере, такая позиция России на сегодняшний день. Тем более что руководство Европейского союза, прежде всего в лице Германии и Франции, занимает очень агрессивную позицию в данный момент».
О сбывшихся предсказаниях Зеленскому
«Я ему сказал, что в США к власти придет новая Администрация, и политика изменится. Никто тебя (Зеленского. — Прим. БЕЛТА) не будет поддерживать в войне. Так и произошло. Все было предсказано. Не потому, что я великий предсказатель. Но все, что я сказал, это есть в средствах массовой информации. Запись есть соответствующая. Все это и произошло».
«То, что вам жаль Зеленского, — мне его тоже жаль. Я к нему относился, как к собственному сыну. У нас с ним были очень хорошие отношения. Я был в Украине, мы вели с Зеленским переговоры. Он неглупым мне показался человеком. Где-то он чего-то не знал (это были первые его шаги на этом посту), он у меня спрашивал: а это как, а как поступит этот человек, а как надо поступить? Такие были теплые, дружеские отношения. Но то, что он поддался, пошел на поводу у этих крайних националистических сил, это плохо».
О политике США в отношении ЕС и Китая
«Откровенно говоря, нам выгодно, что Соединенные Штаты столкнулись с Евросоюзом. Но встает вопрос с точки зрения американцев, а зачем вы делаете это таким образом? Сделайте это спокойно. Не надо здесь пылить, не надо никаких дымовых завес. Это — ваши союзники. Они делали все, что вы им приказывали».
«Что бы я посоветовал Трампу: не надо с бухты-барахты нападать на Китай. С Китаем вам надо договориться. Я знаю очень хорошо Китай. На моих глазах Китай развивался. Вы Китай не остановите. Это не мы, не Россия. Это — Китай. Там народ заточен, полтора миллиарда человек заточены защищать до последнего Китай. Договоритесь с китайцами. Это будет в интересах всей планеты».
