1977 год. На болоте вблизи деревни Жердное (сейчас – в зоне отселения) велись мелиоративные работы. И вдруг ковш экскаватора выбросил на поверхность куски дюраля и несколько снарядов от авиационной пушки. На место находки срочно выехали научные сотрудники Гомельского областного краеведческого музея, работники Брагинского райвоенкомата, сапёры.
С глубины в несколько метров были извлечены обломки самолёта-истребителя Ла-5, двигатель, пистолет, ракетница, документы, именные часы. И здесь же нашли останки лётчика. Дальше – экспертиза.
Не вернулись из боя
Именно карманные часы, а точнее гравировка на них: «Отважному истребителю Черствову от командующего К.Ф.», стали самой обнадёживающей находкой. Можно даже сказать, подарком судьбы.
Как выяснилось, местные жители знают о произошедшем. По их рассказам, в начале октября 1943 года в жестоком неравном бою были сбиты два советских самолёта. Один из них, снижаясь, резко врезался носом в озеро. А из второго на парашюте выбросился лётчик, и ему удалось приземлиться. Тяжело раненого, обгорелого, его нашли в лесу братья Михаил и Василий Целуйко, бежавшие из фашистского концлагеря. Они укрыли лётчика в землянке.
Жена Михаила – Наталья, медсестра сельской больницы, каждый день, рискуя жизнью, пробиралась к этому месту и делала раненому перевязки, приносила всем еду. Лётчик стал поправляться. Но буквально за считанные дни до освобождения деревни немцы, прочёсывая лес, вышли на землянку. Всех троих – лётчика и братьев Целуйко – убили.
Их похоронили, а затем на могиле появился обелиск с надписью «Здесь погиб и захоронен лётчик Василий». Свою фамилию – Веденеев – он обрёл, когда по часам установили его боевого товарища Георгия Черствова. Оба – лётчики 165-го истребительного авиаполка 286-й дивизии 16-й воздушной армии. И в ответе на сделанный запрос в Центральный архив Министерства обороны было сказано, что при выполнении боевого задания они не вернулись из боя.
Георгий и Василий
Сегодня наиболее подробную информацию о героях, их фото можно найти на сайте Борисоглебского высшего военного авиационного училища лётчиков им. В.П. Чкалова. В прошлом это военная авиационная школа пилотов (ВАШП), где Черствов и Веденеев учились. Они выпускники 1942 года.
Георгий – уроженец д. Сельцо Московской области. В семье, где росло и воспитывалось шестеро детей, он был самым младшим из братьев. Как и старший – Иван, увлёкся авиацией. Будучи 9-классником, поступил в аэроклуб. А затем, в ноябре 1941 года, – в лётную школу. Окончил её досрочно, и сразу же – на Карельский фронт в 197-й истребительный авиационных полк. Туда же был направлен и его товарищ Василий Веденеев, родившийся на Смоленщине. В шестнадцатилетнем возрасте он переехал в Москву, к сестре. Окончил школу фабрично-заводского ученичества и успел поработать слесарем на станкозаводе. В рядах Красной армии – с 1 декабря 1940 года, поступил в Херсонскую авиашколу. А в конце июня – начале августа её эвакуировали в Борисоглебск, где она вошла в состав местной ВАШП. И Черствов, и Веденеев вышли из неё в звании сержанта.
Именные часы и орден за отвагу
В части Георгий Черствов был самым молодым лётчиком. Но с первых же боевых вылетов он показал себя умелым, храбрым пилотом, и вскоре (в 19 лет!) стал командиром звена. За мужество и отвагу командующий Карельским фронтом наградил его именными часами.
Однажды звено Черствова вело бой с одиннадцатью фашистскими самолётами. И советские лётчики с честью справились с противником. Один из немцев выпрыгнул с парашютом из горящей машины и был взят в плен, когда приземлился. Оказалось, что это командир соединения истребителей, на счету которого 32 самолёта, сбитых на разных фронтах, и у него много наград, в том числе два железных креста.
За этот и другие бои Георгий Черствов был удостоен ордена Красной Звезды, который получил в сентябре 1942 года из рук Михаила Калинина, председателя Президиума Верховного Совета СССР.
Из наградного листа:
«В боевой работе проявил себя мужественным и смелым лётчиком-истребителем. За период боевых действий с мая 1942 года произвёл 38 боевых вылетов с налётом 40 ч. 51 мин., участвовал в 12 воздушных боях, в группе сбил 8 самолётов противника.
10.08.1942 г. в числе шести лётчиков, возвращавшихся с боевого задания, в районе реки Западная Лица из облаков был внезапно атакован 6-ю «Ме-109».
В первой же атаке ведущий группы «Харрикейнов» лейтенант Рутковский и капитан Павлов были подбиты и выведены из строя. Оставшиеся молодые пилоты – младший лейтенант Бровцев, старшина Черствов, старший сержант Ченцов и сержант Жильцов смело приняли бой с численно превосходящим противником, встав в круг. Бой продолжался в течение 20 минут, только двум «Ме-109» удалось скрыться и уйти от преследования Сталинских соколов, остальные 4 «Ме-109» были сбиты. Четвёрка «Харрикейнов» благополучно вернулась на свой аэродром.
24.06.1942 группой 6 «Харрикейнов» в районе аэродрома Мурмаши атаковали 8 «Ю-88», прикрываемых 10 «Ме-110» и 4 «Ме-109», бомбардировщики, не сбросив бомб, расстроенным строем ушли на запад.
В завязавшемся воздушном бою с 14 истребителями, 1 «Ме-110» и 1 «Ме-109» сбиты метким огнём нашей группы «Харрикейнов».
14.08.1942 гидросамолёт противника «Арадо 96» (возм. «Арадо 196») сел на Урд-Озеро для вывозки с нашей территории экипажа, выпрыгнувшего с парашютами с зажжённого самолёта «Ме-110», Черствов в группе 6 «Харрикейнов» штурмовкой уничтожил его.
5.09.1942 г. в группе 6 самолётов «Харрикейн» сбил 1 «Ме-109» в районе 5–7 км северо-восточнее Мурмаши. Все сбитые самолёты подтверждены штабом ВВС и наземным командованием. Черствов в воздушных боях проявляет много личной инициативы и находчивости, проявляя в сложной боевой обстановке хладнокровие.
15.09.1942 в воздушном бою лично сбил 1 «Ме-109».
За проявленные образцы мужества и отваги в борьбе с германским фашизмом достоин правительственной награды – ордена Красной звезды».
«Жив-здоров, воюю»
Получил Черствов не только орден, но и три дня отпуска, навестил родных, одноклассников, школьных учителей. И снова – на фронт.
Вскоре и ему, и Василию Веденееву было присвоено офицерское звание – младший лейтенант.
В одном из одиночных вылетов Георгию не повезло. При патрулировании он приблизился близко к линии фронта, и немецкие зенитные батареи подбили его самолёт. Пришлось прыгать с парашютом. Обгоревший, с раненой ногой – в таком тяжёлом состоянии ему удалось добраться до аэродрома, от которого отделяло километров двадцать.
Стараниями медиков Георгий стал поправляться, и после лечения в августе 1943-го был направлен на Центральный фронт в 165-й авиаполк 286-й Нежинской истребительной авиационной дивизии на должность заместителя командира авиаэскадрильи.
Между боями, нередко в кабине самолёта, писал родным, что жив-здоров, воюет. Что с боевыми товарищами гонит фрицев. Его последняя весточка датируется 30 сентября 1943 года. Через три дня Георгий погиб…
В списке пропавших без вести
В документах 165 истребительного авиаполка есть запись: «3 октября 1943 года в 16 часов 20 минут при сопровождении самолётов Ил-2 874-го штурмового авиаполка на выполнение боевого задания в районе д. Котичев самолёты 165 истребительного авиаполка встретились с самолётами противника.
В результате боя самолёт младшего лейтенанта Веденеева Василия Ивановича был подожжён истребителями противника. Младший лейтенант Веденеев В.И. выпрыгнул на парашюте и благополучно приземлился.
Ведущий группы младший лейтенант Черствов Георгий Дмитриевич с резким набором высоты ушёл на солнце и был потерян из виду. Очевидно, был сбит, попав под атаку двух ФВ-190, находившихся сверху».
Родственники Черствова получили похоронку: «Ваш сын младший лейтенант Черствов Георгий Дмитриевич 3 октября 1943 года, будучи заместителем командира авиаэскадрильи, не вернулся с боевого задания, пропал без вести».
О дальнейшей судьбе двух лётчиков – никаких сведений. Брагинская земля долгое время хранила тайну их гибели. И только спустя 34 года были расставлены все точки над «і».
Последние почести героям
Деревня Выгребная Слобода, как и Жердное, сейчас – в зоне отселения. За братской могилой советских воинов, освобождавших эти места, следят работники Полесского заповедника. Среди погребённых – воины 9-го гвардейского корпуса и партизаны отряда имени Котовского. А 30 октября 1977 года сюда же перезахоронили останки Георгия Черствова и Василия Веденеева. На траурной церемонии присутствовали их родные и близкие, земляки, боевые товарищи, а также ученики Чулковской школы №20 – пионеры отряда имени Георгия Черствова вместе со своим классным руководителем.
«Теперь, когда пролит свет на последние минуты жизни брата, хоть и саднит боль утраты, мы знаем: он геройски погиб в жестоком бою», – сказал Александр Черствов, брат Георгия.
Из воспоминаний подполковника в отставке Пономаренко, бывшего начальника штаба 165 истребительного авиаполка:
«Младший лейтенант Черствов воевал в составе нашего полка совсем мало – немногим больше месяца. Но и за это время он проявил себя храбрым лётчиком, который уже обладал боевым опытом. Его смерть, как и гибель младшего лейтенанта Веденеева, тяжело переживали всем личным составом полка».
На месте падения советского самолёта в годы Великой Отечественной войны появился памятник с надписью «Здесь погиб лётчик-истребитель Черствов Г.Д. 1923–1943».
Судьбы этих двух молодых людей во многом похожи. Василий старше Георгия на год – практически ровесники. Как и мечтали, стали лётчиками – окончили военную школу пилотов. И оба были сбиты в одном бою, лежат в одной могиле…
Валентина БЕЛЬЧЕНКО
Самыя цікавыя і важныя навіны шукайце ў нашых сацыяльных сетках: TikTok, Instagram, VK, Одноклассники, Telegram, Facebook, Youtube.