«Моя глубинка» – новый проект «МП», в котором мы расскажем о деревнях Брагинщины, познакомим с их прошлым и настоящим, местными жителями. Уверены: он найдёт отклик у читателей.
Белорусская деревня… Родная, милая сердцу, самобытная, красивая, хлебосольная, трудолюбивая. Ассоциативный ряд можно продолжать бесконечно. У каждого из нас есть свой неповторимый и такой родной уголок. И даже если волей судьбы мы поменяем его тихий уют на шум городов, то при одном только упоминании в сердце появляется то самое щемящее чувство, которое не даёт забыть.
Лубеники. Выбор пал на них не случайно, вспомнилось однажды услышанное: в этой деревне живут хорошие люди, и атмосфера особенная – душой отдыхаешь.
Немного истории
Населённый пункт известен с XIX века как деревня в Брагинской волости Речицкого повета Минской губернии. В 1850 году являлась собственностью казны. Согласно переписи 1897-го там была часовня, школа грамоты, хлебозапасный магазин, ветряная мельница. Откуда пошло название, неизвестно. Возможно, происходит от слова «луб» (1. Пласт, кусок коры липы, вяза и некоторых других лиственных деревьев вместе с волокнистой внутренней частью. 2. Волокнистая ткань растений (льна, конопли), идущая на выделку пряжи).
С 8 декабря 1926 по 16 июля 1954 года была центром Лубеникского сельсовета Брагинского района Речицкого округа, а с 9 июня 1927 года – Гомельского. С 20 февраля 1938 года – в составе Полесской области, а с 8 января 1954-го – Гомельской. В 1930-м в деревне появилась начальная школа, а в 1931-м организован колхоз.
Во время Великой Отечественной войны в апреле 1943-го фашисты полностью сожгли населённый пункт и убили одиннадцать его жителей. В боях за освобождение Лубеников и окрестностей в октябре 1943 года погибли одиннадцать солдат 89-го стрелкового корпуса 61-й армии (похоронены в братской могиле на окраине деревни). Для увековечивания памяти защитников и 22-х местных жителей Лубеников, погибших на фронтах и в партизанской борьбе, в 1968 году возведён обелиск.
В 1959 году населённый пункт входил в состав колхоза имени В.П. Чкалова (центр – Рудня Журавлёва). В Лубениках располагались средняя школа, библиотека, фельдшерско-акушерский пункт. Согласно переписи 1940 года здесь насчитывалось 120 дворов, 630 жителей, а в 1959-м – 402 жителя.
Наше время
Сегодня в Лубениках нет ни школы, ни магазина, ни фермы уже былого колхоза имени Чкалова. Но, как и прежде, деревня славится своими пейзажами и людьми – отзывчивыми, трудолюбивыми и хлебосольными. В какой бы дом ни зашёл, ощущаешь это. С годами жителей становится всё меньше, молодёжь выбирает для жизни более перспективные населённые пункты. Сейчас там проживает 74 человека, в том числе десять детей и тридцать пенсионеров.
На подъезде к Лубеникам, слева, – обелиск на ухоженной братской могиле. Думаешь: «Здесь чтут память, историю, а значит, у деревни есть будущее». (К сожалению, недавняя непогода повредила захоронение. Сейчас председатель Угловского сельсовета Светлана Протченко вместе с местными жителями заняты восстановлением памятника).
Пока мы неспешно ехали, по обе стороны широкой дороги нас ласково встречали развесистые берёзы и вековые сосны, и так легко и спокойно становилось на душе. Поразил и простор деревенских улиц, большие, красивые усадьбы с благоустроенными участками и много аистов не только в гнёздах, но и на дымоходах. Есть такое поверье, что если эта птица облюбует крышу дома, то быть там счастью и богатству. Единственный объект инфраструктуры – лесничество – примечателен тем, что на его территории размещён мини-дендропарк с редкими растениями.
Людьми славится
Владимир Николаевич и Ольга Кузьминична Сергеенко в прошлом году отпраздновали изумрудную свадьбу. Пятьдесят шесть лет они идут по жизни вместе. У супружеской пары двое детей, четверо внуков и двое правнуков. Владимир Николаевич – ровесник Великой Отечественной войны. После семи классов он пошёл работать в колхоз. Затем окончил Рудаковское училище, получил профессию тракториста. Отслужив три года в армии, вернулся в родную деревню, стал работать в колхозе трактористом, водил молоковоз. Когда здесь появился новый «Белорус», опытного работника попросили его обкатать. Очередная новинка отечественного машиностроения так понравилась Владимиру Николаевичу, что больше за баранку грузовика он не сел. За всё время, что проработал в колхозе, поменял пять тракторов. Признанием его профессионализма и трудолюбия являются многочисленные награды, среди которых – орден Ленина и Знак Почёта.
Свою будущую супругу, молодую учительницу химии и биологии, встретил в Лубениках, куда её направили после пединститута. Красивый тракторист покорил девушку своим весёлым нравом, добротой и трудолюбием. Заслуживает внимание и то, что по прошествии более чем полувека ничего не изменилось: по словам супруги, Владимир Николаевич всё такой же, как и много лет назад.
По рассказам супружеской пары, деревня раньше была большой. Люди умели и работать, и отдыхать. В местном клубе всегда было весело и многолюдно.
Их односельчане Михаил Кузьмич и Нина Емельяновна Свириденко, уроженцы Лубеников, ещё один пример крепкой супружеской пары: вместе по жизни идут 61 год, отметив бриллиантовую свадьбу. Начало войны Михаил Кузьмич встретил годовалым ребёнком. Когда немцы сожгли их деревню, переехали в Рудню Журавлёву, затем печальная участь постигла и её, стали жить в Котловице. В памяти остался случай: фашисты гнали людей через Петрицкое, в Шкуратах закрыли в сарае. Женщины плакали, предчувствуя страшное, но тогда людям удалось уцелеть.
И трудовые заслуги Михаила Кузьмича заслуживают внимания. Среди его наград – орден Красного Трудового Знамени, орден Ленина, медаль «За трудовую доблесть». Как и его односельчанин Владимир Сергеенко, пришёл в колхоз сразу после школы, затем окончил то же профучилище. Работу начинал на комбайне, который колхоз получил благодаря собранному пионерами Гомельщины металлолому. Не раз Михаил Свириденко становился участником Выставки достижений народного хозяйства в Москве, о чём свидетельствуют полученные там медали. А как-то за кукурузу, которая достигла четырёх метров, ему из столицы СССР передали велосипед.
Сейчас супруги всё также занимаются огородом, а Нина Емельяновна ещё и разводит цветы. Воспитали двух дочерей, которые подарили троих внуков, есть правнук.
Культурное наследие
Несмотря на весь прогресс современной цивилизации, только в деревне наиболее полно ощущаешь колоритную самобытность и истинную белорусскую культуру. Ведь что бы ни говорили фальсификаторы истории, наш менталитет и культура прежде всего «от сохи и косы» и сформировались на протяжении веков среди народа, в основном сельского.
Резные наличники на окнах, плетёные коши, вышитые рушники на образах в красном углу, самотканые половики и покрывала, множество фотокарточек в одной большой раме – всё это образцы декоративно-прикладного искусства нашего народа.
Особого внимания заслуживает обрядовая культура белорусов, фольклор, который удалось сохранить, передавая от поколения к поколению. В каждом населённом пункте свои традиции. Поэтому и обряды отличаются. Зажинки – начало сбора урожая было очень значимым событием для всех славян. Праздновали их и наши предки. Вот как это происходило в Лубениках.
Перед зажинками мыли пол, белили печь, застилали чистую скатерть, надевали вышитую красивую одежду. Обряд начинали под вечер. Старшая жнея подвязывалась зажатой в жменю рукой. Первый сноп называли «гаспадар». Его ставили в красном углу. Зажиночные песни исполняли, когда возвращались с поля:
«Ой, пара нам дамой, пара,
Сцюдзёная раса пала.
Сцюдзёная раса пала,
Цёмная ночка настала…»
Ходили жать каждый день. Девушки пели:
«Пара, маці, жыта жаці,
Салома павяла.
Шкода, шкода было вечарочка,
Што я не гуляла.»
Последние колосья называли «акалот». Их освящали. В доме они стояли до следующего года.
Ирина СТЫЧИНСКАЯ
Фото автора
**Проект создан за счёт средств целевого сбора на производство национального контента. Продолжение следует.
Самыя цікавыя і важныя навіны шукайце ў нашых сацыяльных сетках: TikTok, Instagram, VK, Одноклассники, Telegram, Facebook, Youtube.