Давно подступалась к этой теме. Только как подать, чтобы было беспристрастно и объективно, искренно и компетентно? Высокая планка и ответственность перед читателем и собой.
Время пришло: тридцать лет институту президенства в Республике Беларусь. Значимая дата. Для меня она и общественная, и личная: тридцать лет тому назад, в сентябре, я пришла на работу в «Маяк Палесся». И прекрасно помню, в каком состоянии тогда находились наша республика, отрасли промышленности, социальная сфера.
Растеряны и обозлены люди: на сберкнижках сгорели все накопления, предприятия закрылись или простаивали из-за разрыва партнёрских связей, в магазинах пусто, зато разговоров о свободе, демократии и «нацыянальнай самасвядомасці» – хоть отбавляй – во всех источниках. Помню, как на выборах в Верховный Совет от района баллотировались восемь кандидатов в депутаты – газетной площади «Маяка Палесся» не хватало для их программ. Что скажешь – демократия в действии.
И как-то очень инициативно и напористо бывшим республикам СССР начал помогать Запад: «гуманитаркой», «ножками Буша» и, естественно, продвижением «своих»: не только предприятий и производителей, но и идей, идеологии, взглядов.
Помните, какие вихри сплетен вызывала делёжка этой самой гуманитарки? Как вывозили в Польшу оборудование с ферм? Как пытались приватизировать колхозы, разделить на паи и раздать сельчанам? Посчитаем, во что обошлась встреча в Беловежской пуще? Будь мы даже гениями финансов, у нас не получится полностью оценить тот ущерб, который нанесён и всем бывшим союзным республикам в целом, и каждому гражданину великой страны в отдельности.
На изломе
Итак, на развалинах СССР оказались вновь испечённые государства. Провозглашение их суверенными и независимыми произошло в 1990 году. Но в Беларуси на протяжении последующих лет сохранялась структура госорганов советской республики.
С 1991-го по 1994 год у Верховного Совета – власть, неограниченная и такая сладкая для многих. Депутаты три года думают-решают, какой быть системе госуправления: президентской или парламентской, чтобы, естественно, себе не в убыток. Все понимали: если республика станет президентской, важно, кто будет во главе. Фракция БНФ и её руководитель знали: шансов у Зенона Позняка на выборах очень мало. Станислав Шушкевич (который поддерживал Позняка) тоже изрядно поднадоел оголодавшему народу. Перспективы не радужные, а значит, пока нет «своего» реального кандидата, Конституцию надо тормозить. А тут ещё в октябре 1993 года депутат Александр Лукашенко выступает на сессии со знаменитым докладом о коррупции в высших эшелонах власти и становится популярным у населения.
Между тем в стране нарастал хаос. То там, то здесь звучало слово «забастовка». Рабочие, педагоги, служащие собирались выступать против низкой зарплаты, повальной коррупции, роста цен, дефицита товаров.
Тянуть дальше было нельзя, поэтому приняли компромиссный вариант: введение института президентства с сохранением широких полномочий Верховного Совета. В марте 1994 года на 13-й сессии 12-го созыва была принята Конституция.
Согласно статье 95 Президент являлся главой государства и исполнительной власти. Для реализации полномочий в экономике, внешней политике, обороне, национальной безопасности, охране общественного порядка и других сферах государственного управления при нём создавался Кабинет Министров Республики Беларусь.
Отвести народ от пропасти
Так называлась программа кандидата в Президенты Республики Беларусь Александра Лукашенко. День выборов – 23 июня. В итоге с огромным отрывом впереди – Александр Лукашенко (42%), на втором месте – Вячеслав Кебич (17,4), далее – Зенон Позняк (12,9), Станислав Шушкевич – (9,9), Александр Дубко (6,0), Василий Новиков (4,2%). Второй тур прошёл 10 июля, и победа Александра Лукашенко была неоспорима.
Первые годы президентства совпадают с радикальными экономическими, социальными, политическими изменениями в стране. В состоянии формирования находился как сам институт президентства, так и Парламент, Правительство, Конституционный Суд.
Без статуса и авторитета в мировом сообществе, законодательства, финансовой системы и самих финансов, без выстроенных годами систем работы в промышленности, сельском хозяйстве, социальной сфере, зато с проблемами ликвидации последствий аварии на ЧАЭС – такой была Беларусь 1994-го… Потеряны рынки сбыта, значительно сокращены объёмы производства, на грани закрытия заводы. Долги растут, люди без работы, зарплаты низкие, оборудование старое. Ещё в 1992 году страна обзавелась собственной валютой – «зайчиками». Но это не решило проблем – дефицитом был даже хлеб. Про бытовую технику никто и не мечтал: холодильник у «спекулянтов» стоил 300 долларов, или 1,5 миллиона рублей. Тогда же средняя зарплата, согласно архивам Белстата, составляла 409 рублей, к концу года – 1,1 тысячи.
Лучше не становилось: за зарплатой приходили с сумками или пакетами, чтобы уместить. Трудно поверить в это сейчас, но каждые два месяца цены поднимались в два раза. Темпы инфляции в Беларуси в 1993–1994 годах превышают 200%. Белорусы выживали, как могли, рыночная экономика – против неё не попрёшь. А ещё – разгул преступности, не зря ведь «лихими девяностыми» сохранились эти годы в истории.
Народ Беларуси проголосовал, выбрав главу государства. Что впереди, какие перемены – тогда сказать не мог никто. Однако не зря программа так называлась: избранный Президент не мог не понимать, что предстоит нелёгкий путь – вытащить страну из глубокого кризиса.
30 лет спустя…
Самым большим достижением многие зарубежные политологи считают белорусскую социальную модель, которая совершенно не похожа на иные. И если тридцать лет назад пессимисты и критики говорили о невозможности её существования в центре Европы, то сейчас вынуждены признать: до сих пор работает весьма плодотворно. Более того, учитывая, что «человечество снова оказалось в поиске новых форм развития взаимовыгодных отношений» и, исходя из практических соображений, предлагается рассмотреть Беларусь как образец развития. «Следует проанализировать и по-новому взглянуть на особую специфику государственного регулирования рынка в Беларуси, должны быть опробованы новые формы научно-обоснованного планирования, следует заново определить взаимосвязь между различными формами собственности: государственной, муниципальной, кооперативной, индивидуальной, частной», – пишет Мирослав Младенович, политолог из Сербии.
И даже наши «недружественные друзья» признают достижения, отмечая в их числе агрогородки и белорусско-китайский технопарк «Большой Камень», строительство АЭС, достижения в фармацевтике и медицине, машино- и автомобилестроение, эффективную биоиндустрию – всего не перечислишь. Сегодня Беларусь – уверенное в своей продовольственной безопасности, имеющее мощную энергетику и осваивающее космос государство.
Но не только экономика и производство во главе угла. Беларусь – это премия «За духовное возрождение» и специальные премии деятелям культуры и искусства, а также «Белорусский спортивный Олимп».
Беларусь – это Рождественский турнир любителей хоккея и ежегодный фестиваль в Витебске «Славянский базар», День белорусской письменности и «Дажынкі».
Беларусь – это поддержка одарённой и талантливой молодёжи, семей с детьми, ветеранов и людей преклонного возраста. Мы сумели сохранить всё, что было в приоритете нации, более того – развить дальше. Утрата всего этого сродни потере суверенитета.
Без галстука
На днях объявили о новом пакете санкций. Их уже никто и не считает. ЕС и США практику санкций в отношении Беларуси применяют с 1997 года. Запреты вводят, снимают, снова вводят… Может ли быть по-другому в мире, где идеологией признано её отсутствие, а рыночное развитие и западная демократия считаются единственно допустимыми и естественными? Вряд ли.
Начиная эту тему, хотелось избежать рассуждений о роли личности в истории, но не получается. Я смотрю на власть имущих руководителей Европы и Америки. Идущих на поводу, пляшущих под чужую дудку, не имеющих ни политической воли, ни смелости, ни зрелости… Забывших про интересы собственных стран. Вылощенных и выхолощенных: на лицах и в поведении – печать вырождения. Впрочем, не будем о грустном.
Я вижу лидера Беларуси. И понимаю: сильный политик. Настойчивый. Уверенный. Хозяин. Патриот. Мне по душе фото на официальном портале Президента Республики Беларусь (встречаются они и в сети) под рубрикой «Президент без галстука». На них – руководитель страны в неофициальной обстановке. С семьёй, друзьями, в каких-то домашних делах и заботах. И вижу обычного, земного Человека. Он в 90-е взвалил на свои плечи огромный груз – ответственность за страну и народ. И вынес его с честью: в том, что Беларусь – суверенное государство, а Александр Лукашенко состоялся как лидер и политик, сейчас уже никто в мире не сомневается.
Белорусы всегда были цивилизованной и мыслящей нацией. Мы много пережили: революцию, Великую Отечественную, послевоенное восстановление, чернобыльскую катастрофу, развал СССР, экономический кризис. Трудности и испытания научили нас ценить то, что имеем.
Галина ШЕВЧЕНКО
Самыя цікавыя і важныя навіны шукайце ў нашых сацыяльных сетках: TikTok, Instagram, VK, Одноклассники, Telegram, Facebook, Youtube.