В истории Брагинского района трагический и страшный период оккупации начался в сентябре 1941‑го и длился 826 дней. За это время гитлеровские захватчики уничтожили более 8 тысяч мирных жителей. Свыше 2 тысяч были угнаны на каторжные работы в Германию. После себя фашисты оставили сотни захоронений, десятки сожженных деревень, разграбленное и разрушенное народное хозяйство.
Охота на людей
Зверства нацистов описаны в акте Чрезвычайной государственной комиссии, составленном 5 января 1945 года. При этом члены комиссии констатируют: зафиксировать все факты не представляется возможным. Свидетельства и в первую очередь очевидцев своих преступлений нацисты методично уничтожали. Хотя с учетом масштабов геноцида стереть его следы полностью было немыслимо.
В Брагин оккупанты нагрянули 13 сентября. Здесь разместились головорезы из СД — одной из спецслужб нацистской Германии, занимавшейся запугиванием и уничтожением населения на захваченных территориях. В последующем также были сформированы несколько отрядов полиции, куда шли предатели, ненавидевшие советскую власть и земляков.
Всем жителям поселка приказали собраться. Якобы для того, чтобы выбрать старосту и его заместителя. Оговаривалось, что составлявшие большую часть населения евреи выберут представителей для своей общины отдельно. После того как к местной школе пришли около 600 человек, ее территорию оцепили, вокруг расставили пулеметы. Сюда же, во временное гетто, свозили евреев с окрестных деревень и других районов Полесской области.
Затем узников стали выводить группами и конвоировать к местам казни. Массовые расстрелы и захоронения убитых производились в районе улиц Набережной и Песочной. На последней много лет спустя перезахоронили всех жертв. Это самая большая из известных братских могил в Брагинском районе. По приблизительным подсчетам, в ней покоятся останки свыше 8 тысяч человек.
На евреев, которых не удалось поймать сразу, велась охота. Тех, кто попался, доставляли в полицию и убивали во дворе. Тела сбрасывали в выкопанную здесь же яму, постепенно присыпая землей. Под страхом смерти жителям категорически запрещалось приближаться к забору. Но доносившиеся оттуда стоны, плач, крики и звуки выстрелов слышали все…
Убивали поочередно
Еврейская община в Брагине была истреблена практически полностью. Спастись удалось редким счастливчикам. Тем временем оккупанты продолжили уничтожать население. Расстреливали группами, семьями и поодиночке, невзирая на национальность, возраст и пол. В акте ЧГК происходящее описывается так:
«Перед расстрелом граждан заставляли раздеваться до нательного белья, невзирая на пору года. Потом — лезть в яму, поправлять лежавшие пластами трупы предыдущих жертв, уплотняя ряды, снимать последнее с себя и после этого расстреливали. Сперва отца, мать, затем детей, сначала старшего возраста, потом младшего…»
Женщина, понимая неизбежность смерти, просила об одном — чтобы всех расстреляли скорее и на этом мучения кончились. Но убивать их в этот день не стали, словно глумясь, казнь отсрочили на сутки. Были и те, кто в последних словах, брошенных в лицо палачам, проклинали их, обещая возмездие. Как показал ход дальнейших событий, их вера была ненапрасной.
Подвиг коммуниста
Картину геноцида дополняют страшные факты, изложенные в сборнике архивных материалов «Без срока давности. Гомельская область». Обратимся к некоторым из них.
Масштабную и изощренную по своему цинизму карательную акцию гитлеровцы провели 14 января 1942‑го. Через старост сельским жителям было приказано отметить старый Новый год. От каждой деревни предписывалось выделить по одному коню, запряженному в сани. Будто бы для праздничных катаний новых господ. Но все это служило лишь прикрытием для истинной цели. Тем же вечером по спискам, подготовленным накануне старостами, были расстреляны десятки жителей в деревнях Верхние Жары, Гдень, Кирово.
Осенью, после неудачных операций против партизан, которые активно действовали в лесах, обозленные нацисты возобновили практику массовых казней. Из Брагинского, Комаринского и Лоевского районов собрали свыше 500 советских активистов и членов их семей. На протяжении трех суток людей расстреливали, доставляя к месту казни на грузовиках.
Перед посадкой, написано в акте ЧГК, пленников били по головам железными прутьями. Очевидно, чтобы оглушить и свести к нулю риск побега в пути. Но именно это и произошло в одной из групп.
В ней оказался отчаянно смелый и сильный человек. В документе названа его фамилия — Коробкин, а также отмечено, что он был коммунистом. Придя в себя, мужчина напал на конвоира, сумев обезоружить и убить сперва его, а затем шофера. Используя шанс, люди стали выпрыгивать на дорогу и разбегаться. Спохватившись, конвоиры из других грузовиков открыли пулеметный огонь. Часть граждан смогли убежать. Остальные, среди которых был отважный коммунист, погибли.
Сожженные деревни
В мае 1943‑го немцы расстреляли 11 женщин и троих детей в деревне Верховая Слобода. В деревне Перки летом гитлеровцы сожгли 12 человек в сарае. Перед этим людей зверски истязали: одному старику выкололи глаза, другому нанесли больше десятка ударов кинжалом. Многих ставили на горячее железо, вгоняли под ногти иголки.
В августе в деревне Вельмов были заживо сожжены 22 жителя. Месяцем позже та же участь постигла более 30 сельчан в деревне Чикаловичи.
В общей сложности за период оккупации района каратели сожгли 71 деревню. Три из них — Байдаки, Усохи и поселок Владимирский — после войны не возродились.Незадолго до освобождения нацисты снова пытались скрыть следы чудовищных преступлений. Оценивая плачевное положение на фронте, они понимали, что за содеянное на белорусской земле придется отвечать.
В одном из мест массовых захоронений военнопленных заставили выкапывать и сжигать полуразложившиеся трупы. Кремация велась сутками на протяжении двух недель. После чего делавших жуткую работу пленных также убивали.
Сохраняя память
23 ноября прошлого года в Брагине отметили 80‑летие освобождения от немецко-фашистских оккупантов. В этот же день была открыта мемориальная плита, на которой увековечены фамилии мирных жителей, ставших жертвами нацистов.
— На сегодня установлено более 465 фамилий, архивно-исследовательская работа продолжается, — говорит исполняющая обязанности директора Брагинского краеведческого музея Галина Дятел. — Сохранять память о прошлом — значит оберегать наше будущее. Особенно важно делать это сегодня, когда события того страшного времени все дальше от нас, а в угоду политическим интересам в мире предпринимаются попытки переписать, переиначить историю. Наша задача — не допустить фальсификаций, рассказывая правду и удерживая тему в фокусе внимания.