Система образования и будущее страны – то, что взаимосвязано и неотделимо. Ведь движущей силой прогресса является интеллект и творческая мысль.
Соответственно, нам нужны не только хорошо подготовленные, квалифицированные кадры, но и развитые личности с высоким патриотическим сознанием, готовые нести ответственность за свои поступки, делать осознанный выбор. И, конечно же, плодотворно трудиться на благо Беларуси. Важно научить и воспитать.
Чтобы быть успешным и востребованным в обществе, своё право на образование у нас может реализовать каждый. И это не просто слова. На протяжении долгих лет в Беларуси сохраняется справедливый и равный доступ к получению знаний при поддержке государства.
К школе – будь готов!
Прочный и долговечный дом можно построить только на хорошем фундаменте. Так и с человеком: основа будущего закладывается в раннем возрасте. Всё начинается ещё до школы.
Программу дошкольного образования в нашем районе реализуют 11 учреждений образования, которые посещают 445 детей. Очевидным плюсом является то, что в последние годы активное развитие получили группы кратковременного пребывания, которые формируются на основании запросов родителей. Это, в частности, материнские школы, группы по подготовке детей к школе, прогулочные, адаптационные. Если в предыдущем учебном году функционировало 18 таких групп с охватом 120 дошкольников, то в нынешнем – 24 (169 детей). Работа их организована на бесплатной основе.
Кроме того, за последние пять лет значительно расширился спектр дополнительных образовательных услуг для воспитанников среднего и старшего дошкольного возраста.
В три раза выросло количество объединений по интересам и в два – число детей, которые в них занимаются. Направления – самые разные: художественное, эколого-биологическое, общественно-гуманитарное, физкультурно-оздоровительное, естественно-математическое, техническое и др.
С 2021 года ведётся работа в рамках образовательного проекта Парка высоких технологий «Информатика без розетки», целью которого является подготовка дошкольников к дальнейшему обучению в области информатики, инженерных и естественных наук. В настоящее время его участниками являются дошкольный центр развития ребёнка и санаторный детский сад г.п. Брагина. Они же задействованы в программе «Зелёные школы».
Заметно вырос процент педагогических работников с высшей и первой квалификационными категориями – с 50% (в 2019/20 учебном году) до 70,7%.
Ученье – свет
В том, чтобы дети получили в школе нужный запас знаний и выбрали верный жизненный путь, заинтересованы не только их родители и педагоги, но и государство. Поэтому главные цели в развитии системы образования – доступность и качество.
Первого сентября 2023 года за парты сели 1485 юных жителей района, в том числе 136 – впервые. На Брагинщине действуют 10 школ и гимназия.
За четыре последних учебных года свидетельство о базовом образовании с отличием получили 13 ребят, аттестат об общем среднем образовании особого образца и золотую медаль – девять.
Одно из важнейших направлений в образовательном процессе – работа с высокомотивированными и одарёнными учащимися. И самым плодотворным в этом плане оказался именно уходящий год: четверо учащихся 9–11 классов стали призёрами третьего этапа республиканской олимпиады по учебным предметам и один – заключительного. По результатам областной олимпиады (проводится среди учащихся 4–9 классов) – восемь дипломов.
Кроме того, в 2022/23 учебном году педагогами и детьми завоёвано 85 дипломов по итогам областных, республиканских, международных конкурсов и спортивных соревнований. В 2021/22 – 76.
Ребята, достигшие высоких результатов в интеллектуальной, спортивной и творческой деятельности, не остаются незамеченными. За последних три года 349 человек получили премии райисполкома.
С особыми потребностями
В Беларуси обеспечивается равный доступ к образованию всем – с учётом особых потребностей и индивидуальных возможностей. В приоритете – права человека, гуманистические ценности.
В нашем районе специальное образование и коррекционно-педагогическую помощь получают 100% детей с особенностями психофизического развития (в том числе с инвалидностью). За последних три года их количество увеличилось с 197 до 220. В условиях интеграции сейчас обу-чаются и воспитываются 40 детей, коррекционно-педагогическую помощь получают 170. Шестьдесят процентов от общего количества – дошкольники, что говорит об эффективной работе ЦКРиР и психолого-медико-педагогической комиссии по раннему выявлению детей с особенностями. Это позволяет своевременно определять их дальнейший образовательный маршрут. А значит, и достигать положительной динамики в коррекции. Данная тенденция сохраняется на протяжении последних четырёх лет.
Очень важную роль играет также программа межведомственного взаимодействия по переходу выпускников ЦКРОиР в ТЦСОН. План включает в себя различные направления деятельности: от информационного и методического обеспечения до ресурсного оснащения и социально-психологической организации среды. Постоянный обмен опытом, просветительская работа, совместные досуговые мероприятия, участие в конкурсах – всё это реализуется на практике и ориентировано на развитие личности ребёнка, его подготовку к самостоятельной жизни в обществе.
Видеть жизнь в перспективе
Введение с 1 сентября 2015 года в 10 и 11 классах профильного обучения подтолкнуло многих школьников всерьёз задуматься о своих планах, более взвешенно подойти к вопросу, кем быть. Согласитесь: возможность изучения отдельных предметов на повышенном уровне увеличивает шанс поступить в желаемое учреждение. Да и само время требует от школьников умения видеть свою жизнь в перспективе.
С 2020/21 учебного года охват профильным обучением на третьей ступени общего среднего образования вырос с 23,7% до 30,6%. Продолжают функционировать группы педагогической и аграрной направленности, а также реализовываться образовательные программы профессиональной подготовки рабочих в рамках предмета «Трудовое обучение». В частности, профессию тракториста только в прошлом учебном году получили 62 одиннадцатиклассника, оператора электронно-вычислительных машин – четыре.
Учитывая, что неотъемлемыми составляющими современного общества становятся инновационные продукты и прогрессивные технологии, большой упор делается на подготовку детей к жизни в высокотехнологичном мире. С 2019 года на базе гимназии г.п. Брагина работает STEM-центр, где дети могут обучаться программированию, робототехнике, 3D-моделированию. Предложение создать его поступило от Парка высоких технологий благодаря активной деятельности учреждения в ІТ-направлении. Кроме того, с момента создания Национального детского технопарка обучение в нём прошли четыре человека из нашего района.
Патриотом быть обязан
Стране, безусловно, нужны специалисты с новым типом мышления, нацеленные на развитие инновационной экономики. За статусом IT-державы должны успевать многие сферы, в том числе – образование. Но куда важнее, безсомнений, воспитать патриотически настроенную молодёжь, готовую решать задачи страны. Чтобы и после окончания учебных заведений она оставалась и работала здесь, укрепляя потенциал республики.
Более того, на фоне современных внешних вызовов и угроз особую актуальность приобретают идеи мира, добра, согласия между людьми и народами. Нельзя допустить искажения истории из-за подмены ценностей и влияния фейковой информации. Нужно помнить и хранить правдивые сведения, воспоминания о Великой Отечественной войне. Поэтому одна из первостепенных задач – воспитать детей и молодёжь на традициях гуманизма, гражданско-патриотических ценностях, сохранить преемственность поколений.
В нашем районе, кстати, пятый год активно развивается миротворческое движение, в основе которого – стремление сделать жизнь людей лучше путём добрых дел. Отряды юных миротворцев созданы в каждом учреждении общего среднего образования.
Шефство над братскими могилами воинов-освободителей и местами захоронений жертв фашизма, помощь ветеранам войны и труда, забота об окружающей среде, исследовательская и краеведческая деятельность… Это только часть работы, в которую активно включаются ребята. А больше узнать о том, что происходило на родной земле раньше, осмыслить ценность мира им помогают встречи с очевидцами военных событий, уроки мужества, поездки по историческим местам Беларуси. Без участия юных миротворцев в районе не проходит ни одно мероприятие патриотической направленности.
Кроме того, особой популярностью у современных учащихся пользуется информационно-образовательный проект «Школа активного гражданина» («ШАГ»).
Неформальное общение с руководством района, сотрудниками силовых структур, депутатским корпусом помогает сформировать у молодых людей критическое мышление, аналитические способности и коммуникативные навыки, подготовить их к будущему участию в общественно-политической жизни республики.
Понятно, что происходящие в мире глобальные экономические и социальные изменения ставят перед национальной системой образования новые задачи. Но важнейшей была, есть и будет воспитание гражданина, высоконравственной личности, осознающей ответственность за настоящее и будущее родной страны.
Валентина БЕЛЬЧЕНКО