О Путине, Украине и роли Беларуси в конфликте
Белорусский президент Александр Лукашенко дал интервью украинской журналистке Диане Панченко. Собрали главные заявления главы государства.
Можно ли было избежать конфликта?
— Нужно и можно. В любой момент. И сейчас его можно остановить, и тогда его можно было избежать, — сказал Лукашенко.
Он также отметил, что в свое время фактически находился в эпицентре событий и способствовал коммуникации между Порошенко и Путиным. Тогда по Минским соглашениям необходимо было законодательно оформить особый статус отдельных районов Донецкой и Луганской областей и провести там местные выборы.
— Вам абсолютно откровенно говорю то, чего вы не знаете и никто не слышал. Мы обсуждали эти вопросы с Порошенко, с Путиным. Не втроем, а по отдельности. Но мне запомнился разговор с Путиным. Я ему говорю: «Слушай, хороший вариант. А почему бы нет? Для того чтобы постепенно в течение года-двух-трех эта территория не была спорной и прочее, как это тогда было», — сказал Лукашенко.
Об участии Беларуси в конфликте на Украине
— Если вы, украинцы, не переступите нашу границу, мы никогда не будем в этой войне участвовать. В этой горячей войне. Но помогать России мы будем всегда – это наши союзники. Вы знаете, что и боевое слаживание, и подготовка, и боеприпасы, оружие, и прочее — вам 55 стран помогают. А России вот так открыто помогает только Беларусь
О заявлениях, что Москва якобы склоняет Минск к конфликту
— Глупость полная. Знаете почему? Потому что это ничего не даст. Дополнительно 70 000 войск ничего не дадут, ничего. У них хватает живой силы и техники. Поэтому вовлекать Беларусь… Что это даст? Вот вы мне скажите, что это даст, если мы начнем воевать против Украины? Ничего
О просьбе Путина прикрыть, «если не дай бог что»
— Вы видели по телевизору его выступление (после начала СВО). Я тоже. Это первое. У нас не было никогда разговора. Вот прямо в канун военных действий, что война начнется. Я вам клянусь, что у нас не было разговора о том, что Россия будет совершать какие-то действия против Украины. Единственное, за несколько дней мы с ним встречались у него в загородной резиденции и обсуждали ситуацию, которая сложилась.
Он мне дословно сказал (впервые тоже об этом вам говорю): «Слушай, Саша, ты знаешь, такая ситуация, если, не дай бог, что случится, ну, мы союзники…». Конечно, союзники, все знают наши договоры: против России кто-то воюет — мы вступаем в войну, против Беларуси — они вступают в войну, у нас единая армия фактически здесь создана. «Если вдруг что случится… (слова Владимира Путина)». Я говорю: «Слушай, что может случиться?» — «Ну, всякое может быть. Ты прикрой меня, пожалуйста», — рассказал Александр Лукашенко.
Беларусь мгновенно ответит на агрессию Запада
— Угроза может быть одна — агрессия против нашей страны. Если со стороны Польши, Литвы, Латвии начнется агрессия против нашей страны, мы ответим мгновенно всем тем, что у нас есть. Понимаешь, что у нас кое-что есть. И удар будет неприемлемый. Мы не соревнуемся с ними. Польша, Литва, Латвия — за ними НАТО стоит. Мы, конечно же, понимаем: силы несоизмеримы. Но мы нанесем для них неприемлемый удар, и они получат неприемлемый ущерб, урон. Вот на чем базируется наша концепция безопасности
Обращение Лукашенко к Зеленскому
— У меня только одни сейчас слова. Я бы ему сказал: «Володя, война идет у тебя в стране, на твоей земле. Надо сделать все, чтобы не было хуже. Да, что свершилось, то свершилось. За это придется отвечать тем, кто в этом виноват. Но сегодня надо остановиться. Негативное развитие событий надо остановить. Оно негативным будет прежде всего для Украины». Это единственное, что я ему сегодня хочу сказать, чтобы он это услышал. И отсюда начинать плясать.
Кто будет следующим президентом России?
— Думаю, что следующий Президент в России будет Путин. Выборы через полгода. Соперников сейчас в России Путину нет.
О применении белорусского ядерного оружия
— Если только против нас будет совершен акт агрессии, нападение на Беларусь, мы не будем медлить, ждать и прочее. Мы применим весь арсенал нашего оружия для сдерживания. Почему? Беларусь не Россия, чтобы наблюдать, ждать чего-то. От Бреста до Владивостока далеко, а у нас этот кусок земли можно захватить за месяц, и ничего не останется.
Поэтому мы не будем медлить и наблюдать. Как только агрессия против нас, мы согласно плану (а планы я публично утвердил, но, конечно, не рассказал об этих планах конкретно, какие они будут) ответим мгновенно всем тем, что у нас есть. И ядерное оружие мы завозили не для того, чтобы кого-то напугать. Да, ядерное оружие – это сильный сдерживающий фактор. Но это тактическое ядерное оружие, не стратегическое. Поэтому мы применим его мгновенно, как только против нас будет агрессия.