По лестнице успеха. Директор Храковичской школы Андрей Смоленчук одержал победу в областном этапе республиканского фестиваля «Педагогический дебют». Гордимся и поздравляем!

Галоўнае Грамадства

«Без колоссальной поддержки руководства отдела образования, спорта и туризма, всей творческой группы мне было бы сложно одержать победу. Спасибо каждому за вклад и дельный совет», – благодарит коллег Андрей Смоленчук.

Поддержка слаженного коллектива, позитивный настрой и нацеленность на успех – то, что помогает решать самые сложные задачи и уверенно двигаться вперёд. Так считает финалист областного этапа республиканского фестиваля «Педагогический дебют» Андрей Смоленчук, ставший лидером в номинации «Молодой директор учреждения общего среднего образования». Впереди у него – новая, ещё более высокая планка. 

 В детстве Андрей, уроженец Мстиславского района, никогда не думал, что будет педагогом. Скорее, инженером. Потому и профиль в Могилёвском областном лицее №4, куда решил поступать после девяти классов, выбрал физико-математический. Но получилось так, что именно во время учёбы там увлёкся географией. И даже успел стать призёром районного и участником областного этапа республиканской олимпиады по этому предмету. Вот и намерился сделать поворот – связать дальнейшую учёбу с наукой о Земле и природе, миром стран и континентов. Привлекла специальность «Туризм и гостеприимство». А когда понял, что считанных баллов для поступления на неё может не хватить, использовал запасной вариант: стал студентом геолого-географического факультета Гомельского государственного университета имени Франциска Скорины. В дипломе о высшем образовании, полученном в 2016 году, значится: «Геоэколог. Преподаватель географии и экологии».

Как выпускнику-бюджетнику, понятно, предстояло пройти процедуру распределения и отработать положенный двухлетний срок. Среди вариантов – школы Петриковского, Житковичского, Октябрьского и Брагинского районов. Предпочтение последнему отдал, руководствуясь близостью к Гомелю: отделяет сотня километров. А стереотипы? Да, брагинскую землю многие поспешили окрестить «загрязнённой, депрессивной и умирающей». Но это не напугало, не сбило с пути.

– Люблю для себя открывать что-то новое, и не в моём характере поддаваться чужим суждениям, сомнительным доводам, – замечает Андрей Смоленчук.

Когда прибыл в наш район, убедился: нынешних жителей ярлыки общества давно не расстраивают. Более того, здесь созданы все условия для комфортной жизни, плодотворного труда и активного отдыха. Первым рабочим местом стала Чемерисская школа. А новые знакомства, встречи, окружение вызвали стойкие положительные впечатления. Радушный приём, поддержка коллег, улыбчивые и любознательные лица учеников, приветливые и отзывчивые люди – всё это позволило быстро наладить отношения, вникнуть в суть дела. И, видимо, сама атмосфера, притяжение брагинской земли повлияли на дальнейший выбор – остаться:

– Три года в качестве учителя в сельской школе для меня не оказались рутиной. Наоборот, были наполнены чередой ярких, запоминающихся событий, интересных дел. Я постоянно где-то участвовал, куда-то ездил, стремился к саморазвитию, приобщился к конкурсному движению. Сидеть на одном месте, без движения вперёд – кого-то, возможно, это устраивает. Но для меня куда важнее личностный, профессиональный рост.

Видимо, именно такой поток активности, желание работать с максимальной отдачей, стремление к совершенствованию подтолкнули к столь ответственному шагу – возглавить одно из учреждений образования Брагинщины. Когда поступило такое предложение, долго не думал. Согласился. В должности директора Храковичской школы Андрей Александрович – четвёртый год.

Начинать, безусловно, было не просто. Тем более без навыков управленческой деятельности. Ведь на плечи возлагается огромная ответственность: за учеников, персонал, образовательный процесс, решение административных и хозяйственных вопросов, выход из нестандартных, затруднительных положений. В каждом направлении – от подвоза детей и организации их питания до подготовки учреждения к новому учебному году – нужно держать руку на пульсе. Но раз выбор сделан – вперёд! За мудрые советы, поддержку и практическую помощь, подсказку в трудные моменты Андрей Александрович благодарит старших коллег. Более того, в школе приняли тепло и радушно – как своего. В деле также помогают семинары и курсы повышения квалификации, переподготовка, которую прошёл на базе Академии последипломного образования по специальности «Менеджмент учреждений дошкольного, общего среднего и дополнительного образования».

Да и по своему характеру молодой директор – не из тех, кто будет в сложной, непредвиденной ситуации паниковать. «Из любой проблемы, – считает, – всегда есть выход. А избежать конфликтов можно, найдя компромисс». И, видимо, такой позитивный настрой, заметный оптимизм и жизнерадостность руководителя передаются коллективу, окружающим.

– В нашем учреждении закрепились такие практики, как распределение ролей, делегирование полномочий, наделение ответственностью, согласованность в действиях. И теперь мы с командой строим своё идеальное учреждение образования, – напишет затем Андрей Александрович в своём эссе при подготовке к конкурсу.

У любопытного читателя, конечно, сразу же возникает вопрос: а какое оно, идеальное? По мнению молодого директора, это, во-первых, учреждение цифрового века, которое сможет подобрать траекторию обучения для каждого учащегося, независимо от региона проживания, и укажет верный путь, по которому следует двигаться. Оно повысит качество преподавания и контроля знаний, а также объективность оценивания учащихся, снизит общую нагрузку на педагога. Во-вторых, здесь будет вся необходимая материально-техническая база, социальный пакет для учителя. А взаимоотношения в коллективе будут построены на доверительных началах, нацеленных на преданность своему учреждению и делу. Всё – для работы в удовольствие и на результат. И в-третьих, это учреждение воспитания, рейтинга и возможностей, в котором определённым нормам и правилам строго будут следовать не только учащиеся, но и их родители, а каждый ребёнок сможет реализовать себя, выйти из его стен подготовленным к самостоятельной жизни.

Отойдя от идеальных представлений, Андрей Александрович поразмышляет и над реальностью. А что?.. Не так она уж и сурова. В сельской школе с более чем вековой историей – светлые и комфортные кабинеты, созданы условия для самореализации и отдыха. Ежегодно укрепляется материально-техническая база. Территория – благоустроенная. В прошлом учебном году инициативной группой храковичских педагогов был открыт первый в своём роде в районе дом-музей народного быта местных жителей «Иванова усадьба».

– С уверенностью могу констатировать тот факт, что в учреждении сформирована целостная образовательная среда для получения качественных знаний, воспитания истинных патриотов, а также для развития способностей учащихся, – отмечает сегодняшний руководитель.

И действительно, в контексте современных реалий, когда наше общество сдаёт экзамен на состоятельность и право жить в мирном и суверенном государстве, строит будущее на основе достигнутого предыдущими поколениями, профессия учителя особенно важна. Для современной молодёжи педагог важен не только как источник знаний, но и как личность. Сама жизнь требует от него активной гражданской позиции. И именно для повышения престижа этой профессии, мотивации молодых специалистов и руководителей учреждений образования было задумано проведение фестиваля «Педагогический дебют» (в рамках конкурса «Учитель года Республики Беларусь»). Проходит он в стране впервые. И в одной из четырёх номинаций с успехом заявил о себе на областном этапе Андрей Смоленчук.

На заочный тур, как и требовалось по условиям состязаний, участники представили свои эссе на тему «Я – современный руководитель». А в очный прошли только те, чьи материалы получили высокую оценку жюри. Конкурсные мероприятия включали визитную карточку, публичное выступление «Моя формула успеха» и мастер-класс управленческой деятельности. У Андрея Александровича всё получилось: живо, интересно, аргументировано и убедительно. Он – в финале, и теперь будет представлять Гомельщину на республиканской арене. Цель одна – покорить жюри мастерством и своей индивидуальностью. Удачи!

Валентина БЕЛЬЧЕНКО