Из глубины веков. Главный атрибут села – церковь. Как и почему деревня Асаревичи изменила свой статус

Важнае Грамадства Позиция Валентины Бельченко

Деревня и село. Казалось бы, просто слова-синонимы. Названия небольших населённых пунктов, между которыми нет принципиальной разницы. В отличие от города жителей немного, и объединяет их, как правило, крестьянский труд. Но это – если не углубляться в историю и не вникать в духовную, общественную жизнь людей в дореволюционный период.

Главную роль здесь, оказывается, играла церковь. Именно её наличие являлось обязательной составляющей села. В деревнях максимум что могло оказаться – небольшая часовенка. И ещё одно важное отличие – размер территории и количество жителей. Несложно догадаться, что с появлением храма в деревне отпадала необходимость ездить в ближайшее село, чтобы отстоять службу. Или, к примеру, зарегистрировать брак, рождение ребёнка – церковь тогда выполняла и административные функции. Соответственно, увеличивался приток людей, наблюдался рост производства. Причём это могли быть не только сельскохозяйственные мощности, но и ремесленные. Как итог – статус населённого пункта менялся.

Интересные сведения дошли до нас из далёкого прошлого благодаря запросу, сделанному иереем Ростиславом Бондаренко в Национальный исторический архив Беларуси. Речь, в частности, пойдёт о придании статуса села деревне Асаревичи. С соответствующим прошением местные жители обратились к минскому губернатору ещё на этапе строительства здесь храма. Об этом свидетельствуют полученные отцом Ростиславом копии документов, дословно воспроизводящие написанный от руки текст.

Своё прошение минскому губернатору крестьяне отправили в августе 1909 года.

Подписано и направлено такое прошение 7 августа 1909 года. В числе уполномоченных Асаревичского общества крестьян значатся фамилии, распространённые здесь и сегодня. Например, Ефименко, Пацук. Составленное ими ходатайство включает два пункта. Первое – признать деревню селом ввиду «устроенной у насъ каменной церкви и увеличенія населенія». А второе – разрешить в Асаревичах проведение трёхгодичных ярмарок: Васильевскую (1 января), Троицкую (на Пятидесятницу) и Михайловскую (8 ноября) – наиболее подходящих и необходимых по местным условиям. В конце выведено аккуратным почерком: «прилагаемъ копию общественнаго приговора, где видны наши надежды». То есть своё ходатайство крестьяне обосновали.

Примечательно, что более ста лет назад также соблюдался определённый порядок регистрации документов. На прошении можно заметить печать концелярии губернатора: получено 14 августа 1909 года. Справа – ещё одна, свидетельствующая о дате принятия к рассмотрению, – 19 августа. Крестьян, соответственно, уведомили о направлении их ходатайства по назначению. А те потом подтвердили получение письменного сообщения распиской. В Минск она пришла осенью – 19 сентября.

Как и поручил губернатор, вопрос рассматривался в Минском губернском присутствии. Это зафиксировано в журнале по распорядительному отделению, где и приводятся обстоятельства дела.

В частности, из копии общественного договора следует, что 12 июля в Асаревичах состоялся сельский сход. Крестьяне «имѣли сужденіе» о том, что в их деревне заканчивается строительство каменной церкви-школы – «такого рѣдкаго величественнаго храма, устраиваемаго ихъ владѣльцемъ и благодѣтелемъ Василіемъ Еремѣевичемъ Рындиномъ». И что живут они с единственным владением помещика, «разверстанным въ 1882 г.», весьма по-соседски, дружественно. Ни в чём не стеснены и никаких недоразумений нет. Более того, количество дворов в деревне увеличилось с 58 до 107. В некоторых – по 17 душ. В силу этого следует ходатайствовать о придании Асаревичам статуса села.

В качестве аргумента для открытия трёхгодичных ярмарок приводится, во-первых, зажиточность крестьян. Их общество, как отмечается, владеет недвижимой собственностью, усадебными, полевыми, луговыми и лесными землями. Кроме общего сельскохозяйственного занятия, имеет «отхожій заработочный промыселъ», а также три ветряные мельницы и четыре конные, просорушки и крупорушки, скот и др. Для сбыта своей продукции и приобретения другой, а также обмена «нуженъ международный торговый съѣздъ». То есть ярмарки – в интересах не только жителей Асаревич, но и окружающей местности.

Наиболее удобным для ярмарочной площади крестьяне считают место, где находится конная мельница, – вблизи их выгонов и озера (где располагалось, сегодня остаётся только догадываться).

Во-вторых, крестьяне делают акцент на том, как они заботятся о своём благе и приумножении сбережений. Они упоминают некого еврея, живущего с сыновьями в их деревне: он устроил «такую монопольку», что никто сюда не имел права являться, что-либо покупать или продавать, кроме его самого или с его откупа. Крестьяне оказались в «страшномъ стѣсненіи и порабощеніи, т.е. въ крѣпостной зависимости». Если кто являлся в деревню и нанимал их на «отхожій промыселъ», то еврей брал с них произвольный подушный откуп – без этого не позволял промышленникам входить в соглашение.

Более того, крестьянское общество часто нуждалось в оборотных средствах. А временный заём, предоставляемый тем самым евреем для поддержания своих хозяйственных занятий, труда и промышленности, приходилось возвращать с невероятно высокими процентами. За 3–5 месяцев плата доходила до 300% и выше, что только обогащало еврея и обедняло крестьян, сказывалось разорительно на их обществе и деревни в целом. Потому они вынуждены были хлопотать об открытии в Асаревичах ссудо-сберегательного сельского товарищества мелкого кредита с пособием от правительства. Средства, выделенные на начало такой деятельности, общество обязалось вернуть из своих прибылей и оборотов в течение пяти лет по истечение 10-летнего срока существования товарищества. С одной стороны, как обосновывали крестьяне, это позволит избавиться от «разорительныхъ еврейскихъ цѣлей». А с другой – получить возможность вкладывать свои капиталы, которых имелось немало, но ими пользовался тот же еврей за самые ничтожные проценты, в своё же ссудо-сберегательное товарищество. Своим приговором от 23 ноября 1902 года крестьянское общество ходатайствовало о закрытии в их деревне монопольной лавочки, и правительство просьбу удовлетворило. Тем самым предоставив возможность крестьянам увеличить свои сбережения.

Ещё один довод в пользу обретения деревней статуса села и, как следствие, проведения там трёхгодичных ярмарок – расстояние до торговых местечек. От Брагина, как подчёркивали крестьяне, отделяет 35 вёрст, от Комарина – 22. «Необходимые продукты сельскаго хозяйства сбывать и покупать страшно затруднительно», а во время разлива даже невозможно. Поэтому приобретать приходилось у вышеупомянутого еврея – по очень высоким ценам. Не говоря уже о «гиряхъ, которые имѣютъ тоже произвольный, не торговый вѣсъ». Возникла необходимость открыть общественную сельскую потребительскую лавку, чтобы была возможность продавать и сбывать сельские продукты на выгодных для крестьян условиях. Соответствующее разрешение было получено от правительства после рассмотрения их прошения.

Таким образом, в деревне уже располагалась практически вся база, необходимая для жизнеобеспечения сельчан. Планировалась также постройка общественной бани при поддержке Рындина – «заботящагося и постоянно помогающаго въ болѣзненныхъ случаяхъ своими личнымъ трудомъ и средствами».
Так как в Асаревичах строилась своя церковь, надобность в Храковичской у местных жителей отпадала, но прихожане ещё ранее внесли определённую сумму на её ремонт. Деньги до сих пор хранились в волости, и общество ходатайствовало «обратить ихъ для надобности и благолѣпія собственнаго новаго храма».

Высказывалось также пожелание, чтобы в открываемой церковно-приходской школе, кроме грамоты и сельскохозяйственной отрасли, была введена и трудовая – по изучению детьми слесарно-кузнечного ремесла. С такой просьбой Рындин обратится в училищный совет.
Рассмотрев прошение крестьян, губернское присутствие не увидело препятствий «къ переименованію д. Ассаревичъ въ село». Постановление придать ей такой статус вынесено 24 ноября 1909 года. А вопрос об открытии трёхгодичных ярмарок был передан на обсуждение в губернский комитет по делам земельного хозяйства.

Казалось бы, при слове «архив» у большинства людей возникают скучные, унылые ассоциации: бесконечные папки, бумаги, документы, пыль… Но если приоткрыть дверь и заглянуть в «святая святых» – хранилище, можно получить, оказывается, интересные факты из глубины веков. Благодаря таким источникам и людям, которые к ним обращаются, мы сегодня имеем возможность восстановить хронику событий минувших лет, узнать, как жили и чем занимались, какие надежды обретали наши предки, что происходило в родном крае более столетия назад.

Валентина БЕЛЬЧЕНКО