Из глубины веков. Как своды храма в Асаревичах впервые огласились молитвою и церковным пением

Важнае Грамадства Позиция Валентины Бельченко

Деревня Асаревичи. Здание бывшего храма (со стороны алтаря). 14 августа 2021 года.

В одном из декабрьских номеров ушедшего года мы рассказывали о том, как в деревне Асаревичи закладывался первый камень церкви-школы. Возобновить события более чем столетней давности помогли «Минские епархиальные ведомости», датируемые 1 декабря 1906 года. Копия издания попала в редакцию благодаря иерею Ростиславу Бондаренко. Как и ещё одного номера, повествующего уже о торжестве по случаю освящения церкви. Публикация вышла ровно через четыре года. И вот о чём сегодня можно узнать…

Автор статьи – священник Иоанн Киркевич, уездный наблюдатель церковных школ, называет такое торжество в Асаревичах небывалым явлением «для Рѣчицкого уѣзда, если не для всей Минской губерніи». Но сначала отмечает, как владелец имения Василий Рындин задумал строительство и как оно велось: в 1906 году – закладка первого камня, через четыре года были выведены стены здания и первый этаж, на котором расположилась двухклассная церковно-приходская школа. 3 октября, после освящения, её открыли при «громадномъ количествѣ учащихся даже изъ дальнихъ селеній уъзда». Зимой и летом нынешнего года (т.е. 1910) выполнялась отделка второго этажа под церковь. К сентябрю, как и предполагалось, строительство было завершено.

Объясняется и такой долгий период работ: Рындин сделал много отступлений от первоначального плана в пользу расширения и внешней красоты здания. В законченном виде оно получило форму храма. Увенчано пятью куполами и высоко поднятой колокольней. Вызолоченный крест последней виден за много вёрст – с палубы днепровского парохода. Такую картину, «чудное зрѣлище» мы, конечно, сегодня можем только представлять. Как и внутренний вид церкви, описанный автором.

Иконостас расписан под мрамор и уставлен художественными иконами. Местные – «нестеровского письма», копировались с оригиналов Киевского Владимирского собора. В стенах – ниши с нарисованными углём изображениями: благословение детей, явление воскресшего Христа Марии Магдалине, великомученик Георгий Победоносец и равноапостольные Владимир и Ольга. Позже сюда, как замечает Иоанн Киркевич, будут вставлены картины, написанные масляными красками. Для певчих устроены небольшие хоры. Размер храма вполне достаточный для местного населения: вмещает до 800 молящихся.

Теперь – о самом освящении храма, которое прошло 26 сентября 1910 года. Василий Ермиевич очень хотел, чтобы сделал это епископ. Но владыка, хоть и обещал прибыть в Асаревичи, на тот момент выехал из Минска в Петербург – в Святейший синод. Не оправдалась надежда Рындина и на одного из викарных епископов Киевской епархии – тоже были заняты неотложными делами. И он, не отступая от желания придать торжеству «особое великолѣпіе», пригласил одного из архимандридов Киевского Михайловского монастыря – Адриана, который прибыл в Асаревичи параходом. Ещё накануне освящения.

Василий Ермиевич устроил подобающую встречу почётному гостю. Берег Днепра был усыпан людьми и экипажами. Дорога от него к церкви украшена несколькими арками из зелени. Когда параход причалил к берегу, раздался церковный звон, оповестивший местное население о прибытии архимандрида Адриана. Так, при колокольном звоне, он направился в церковь для осмотра здания. Народ приветствовал проезжающего.

К приезду архимандрита храм украсили зеленью и национальными флагами. Чувствовалась радость людей, особый подъём духа.

В шесть часов вечера 25 сентября началось всенощное бдение. Совершалось оно архимандридом Адрианом в сослужении шести священников и трёх дьяконов. Впервые своды храма огласились молитвою и церковным пением. Торжество, восторг и взволнованность одновременно… Закончилось богослужение около десяти часов вечера.

День освящения храма – 26 сентября – выдался великолепным. С ясной, солнечной погодой. С раннего утра храм наполнился молящимися, а толпы народа из окрестных деревень всё подходили. В девять часов в церковь прибыл архимандрит. Освящение воды, а затем и храма во имя святого апостола Ермия и преподобного Василия Исповедника проходило с участием других священников. В частности, председателя Речицкого уездного отделения Минского епархиального училищного совета Николая Можаровского, уже названного выше Иоанна Киркевича, местных священников Михаила Лишевского (с. Храковичи) и Александра Ржецкого (с. Грушное), а также соседних приходов Черниговской епархии – Лавра Грибовского и Иоанна Богдановского.
После чина освящения содержательную речь произнёс Николай Можаровский. Началась Божественная литургия. Совершалась она долго, так как было много причастников. В их числе – храмоздатель Рындин с супругой, его братья и сёстры, прибывшие на торжество в Асаревичи. Затем – молебен святым, во имя которых назван храм.

Особое внимание автор обращает на прекрасную службу архимандрита Адриана. Его «чудный высокій голосъ», «необыкновенно выразительное произношеніе молитв», ораторское мастерство вызывали у присутствующих особый подъём молитвенного настроения. И долгие часы службы прошли без утомления, показались одной минутой. Более того, уместно звучали его назидания, краткие речи с разъяснением смысла и значения возгласов, за чем следовали нравоучительные выводы и наставления. Торжеству службы способствовало также прекрасное пение местного хора под руководством учителя церковно-приходской школы Павла Солодухо. Оно вызвало восторг у слушателей и заслужило благодарность архимандрита.

По окончании богослужения церковный погост преобразился: «весь былъ уставленъ импровизированными столами, на коихъ дымились горячія кушанья, предложенные Василіемъ Ерміевичемъ совмѣстно съ мѣстными жителями пришлымъ богомольцамъ». Картина больше напоминала обычаи богатых монастырей.

Около шести часов вечера радушные хозяева – Василий Ермиевич и Марья Герасимовна – предложили роскошный обед всем гостям, собравшимся по случаю освящения храма. Речам и тостам не было конца. А гостеприимство и приветливость Рындиных, их простота в общении очаровали всех.
Торжества в Асаревичах после отъезда архимандрита в Киев продолжались ещё два дня. 27 и 28 сентября в храме проходило богослужение. Он был переполнен людьми – казалось, что «мѣстные жители, оставивъ всѣ свои житейскія попеченія, одушевлены однимъ только желаніемъ молиться и молиться». И действительно, молились они горячо и усердно. О здравии храмоздателя в те дни молилась не одна тысяча людей.

Вечную память оставил о себе Василий Рындин – не ради тщеславия. «Я исполнил волю Божію», – всегда отвечал он на благодарности. И, видимо, под этим имел ввиду заповедь Христа любить ближнего. Другие чувства и не могли руководить им при осуществлении доброго замысла на благо людей.

Кстати, именно с появлением в деревне церкви связано прошение местных жителей придать Асаревичам статус села, с которым они обратились в июне 1909 года к минскому губернатору. Но об этом подробнее мы расскажем в одном из следующих номеров.

Сохранившаяся икона святых мучеников Флора и Лавра, подаренная в день освящения храма архимандридом Адрианом.
В церкви находилась также икона Благовещания.

Валентина БЕЛЬЧЕНКО