Прилагаются все усилия для скорейшего возвращения на родину 55 застрявших в Украине белорусских дальнобойщиков

Грамадства

КОЛЛАЖ ИВАНА ГАЙДУКА

Долгая дорога домой

По закону военного времени ваша машина будет изъята для военных нужд!» — такие слова от во­оруженных людей услышали в Украине многие водители-международники из Беларуси. Иным и вовсе ничего не объясняли — просто велели покинуть машины с грузом, оставив ключи и сопроводительные документы. В большинстве случаев самих дальнобойщиков отпускают на все четыре стороны, однако далеко ли уйдешь, оставшись без колес и возможности рассчитаться даже за продукты — Украина заблокировала на своей территории карты, выпущенные банками России и Беларуси. Благодаря усилиям МИД, помощи коллег и просто неравнодушных людей часть водителей-международников уже вернулась домой, однако не менее 55 человек все еще остаются в Украине. Глава Администрации Президента Игорь Сергеенко во время недавней встречи с военнослужащими 19-й отдельной гвардейской механизированной бригады заверил: «Вернем из Украины всех наших людей в результате переговоров». Мы узнали, что предпринимается в этой непростой ситуации.

Кого «окрылит» энергетик?

Водитель-международник Сергей ехал из Швейцарии с грузом энергетических напитков. Он пересек польско-украинскую границу и должен был следовать через Киев и Чернигов.

— Километрах в 50 от Львова, возле городка Буск я встал на отдых — дальше нельзя было ехать по показаниям тахографа, — вспоминает он. — И тут поступил звонок от руководства: мол, в Украине начали отнимать белорусские машины, тебя все равно не выпустят, поэтому пока оставайся на месте, может, что-нибудь изменится. В Буске я провел три дня. Жил в машине, с питанием проблем не было — имелись при себе наличные деньги. Потом подъехали местные полицейские и еще какие-то люди. Велели оставить в машине ключи, сопроводительные документы на груз, таможенную декларацию. Взамен не дали никаких бумаг, объясняющих изъятие. Личные документы? Их мне оставили. 

О том, как выбирался из Украины, Сергей предпочитает не распространяться из опасения, что пути эвакуации перекроют для коллег, которые все еще остаются на территории соседней страны. Сказал лишь, что домой добирался через Польшу. Сейчас Сергей снова собирается в рейс, конечно, не через Украину. С грузом он уже попрощался, но питает слабую надежду, что со временем ему вернут хотя бы машину. Соответствующее заявление оставил в ОВД по месту жительства.

Правовой беспредел

В Белорусской ассоциации международных автомобильных перевозчиков сложившуюся ситуацию характеризуют как далекую от правовой:

— Автомобили с белорусскими номерами просто отбирают вместе с грузом. Подходят вооруженные люди и говорят: «Вы — сторона конфликта, потому что помогаете России. По закону военного времени машина изъята для военных нужд». Действительно, командование может принять решение о принудительном изъятии или отчуждении имущества, однако оно должно быть отражено в соответствующем распоряжении. При этом составляется акт по форме, утвержденной кабинетом министров Украины. Документ подписывается собственником имущества или его законным представителем и уполномоченными лицами военного командования и скрепляется печатью. К акту прилагается документ, содержащий вывод о стоимости имущества на дату его оценки. Экземпляр акта вручается под расписку лицу, у которого изымается имущество, или его уполномоченному представителю. Таким образом, при изъятии транспортных средств должны быть составлены три документа: решение уполномоченного органа, акт по форме, установленной кабинетом министров, и оценка стоимости. Эти документы впоследствии послужат основанием для получения возмещения изъятого имущества. Однако мы видели лишь один такой акт, да и тот был составлен для российского перевозчика.
Часть машин остается на стоянках, за руль некоторых сели украинские водители и уехали в неизвестном направлении. В пункте пропуска «Дяково» на границе с Румынией водители пока остаются в машинах. Из Чопа отказался уезжать один водитель: большегруз — его собственная машина, на которую он заработал с большим трудом, и оставлять ее категорически не намерен. Ведь как компенсируют причиненные убытки, неизвестно. Их размер устанавливается, но уже сейчас понятно, что будут они немалые. По сообщению МИД, на территории Украины остаются около 280 белорусских грузовых автомобилей. Кроме того, в пунктах пропуска с сопредельными ей государствами ЕС (Венгрией, Румынией, Словакией) продолжает накапливаться грузовой автотранспорт с водителями — гражданами Республики Беларусь. В зависимости от марки, года выпуска, комплектации, типа полуприцепа автопоезд может стоить до 100 тысяч долларов. А ведь он содержит еще и груз, как правило, на десятки тысяч долларов или евро.
Украинским дальнобойщикам, которые не могут вернуться на родину, готовы предложить работу в Гомеле.

Почувствуйте разницу!

Впрочем, для белорусских властей безусловным приоритетом сейчас являются ни в чем не повинные люди, экипажи машин, которые стали заложниками ситуации.

— Мы предпринимаем усилия по разрешению ситуации в контакте и с украинской, и с российской стороной. Практически в ручном режиме удается оказывать содействие водителям большегрузов в возвращении на родину как на автомобиле, так и в пешем порядке, — заверили в МИД. — Дополнительно ведем работу по линии сопредельных с Украиной государств ЕС, в оперативном режиме осуществляются переговоры с соответствующими пограничными органами для обеспечения транзита белорусских транспортных средств через территорию Европейского союза. И в этом плане тоже есть результаты. Мы не прекращаем искать возможные и взаимоприемлемые пути, способы и механизмы решения ситуации, пытаемся выработать устраивающий всех заинтересованных алгоритм. 

Как сообщили в Министерстве транспорта и коммуникаций, по состоянию на вчерашний день в Украине находятся не менее 55 водителей-международников.

— Работа по оказанию содействия в эвакуации граждан Беларуси идет в круглосуточном режиме и будет проводиться до полного урегулирования сложившейся ситуации, — отметил замминистра транспорта и коммуникаций Сергей Дубина. — После эвакуации водителей-международников из Украины во взаимодействии с компетентными органами государств, по территории которых они будут перемещаться, а это Румыния, Венгрия, Словакия, Польша, станет проводиться работа по возвращению их в Беларусь. Решаются вопросы как с транспортом, так и с визами. Со своей стороны мы принимаем меры, чтобы создать условия для перевозчиков, которые из-за ситуации в Украине возвращаются на территорию Евросоюза через Беларусь. По инициативе Минтранса принято решение до конца марта не требовать у них визы. 

Между тем с территории Беларуси, из Гомельской области, из-за закрытия границы украинской стороной не могут уехать десять водителей-международников из Чернигова, Винницы, Житомира, которые до начала российской спецоперации приехали к нам за товаром. Неравнодушные белорусы тут же принялись помогать им продуктами. А когда украинские водители сказали, что хотят работать, автобусный парк № 1 «Гомельоблавтотранса» выразил готовность предоставить им вакансии — от водителя автобуса до вахтера, а также места в общежитии. Почувствуйте разницу!

nevmer@sb.by