Долгая дорога домой
Кого «окрылит» энергетик?
Водитель-международник Сергей ехал из Швейцарии с грузом энергетических напитков. Он пересек польско-украинскую границу и должен был следовать через Киев и Чернигов.
— Километрах в 50 от Львова, возле городка Буск я встал на отдых — дальше нельзя было ехать по показаниям тахографа, — вспоминает он. — И тут поступил звонок от руководства: мол, в Украине начали отнимать белорусские машины, тебя все равно не выпустят, поэтому пока оставайся на месте, может, что-нибудь изменится. В Буске я провел три дня. Жил в машине, с питанием проблем не было — имелись при себе наличные деньги. Потом подъехали местные полицейские и еще какие-то люди. Велели оставить в машине ключи, сопроводительные документы на груз, таможенную декларацию. Взамен не дали никаких бумаг, объясняющих изъятие. Личные документы? Их мне оставили.
О том, как выбирался из Украины, Сергей предпочитает не распространяться из опасения, что пути эвакуации перекроют для коллег, которые все еще остаются на территории соседней страны. Сказал лишь, что домой добирался через Польшу. Сейчас Сергей снова собирается в рейс, конечно, не через Украину. С грузом он уже попрощался, но питает слабую надежду, что со временем ему вернут хотя бы машину. Соответствующее заявление оставил в ОВД по месту жительства.
Правовой беспредел
В Белорусской ассоциации международных автомобильных перевозчиков сложившуюся ситуацию характеризуют как далекую от правовой:
Почувствуйте разницу!
Впрочем, для белорусских властей безусловным приоритетом сейчас являются ни в чем не повинные люди, экипажи машин, которые стали заложниками ситуации.
— Мы предпринимаем усилия по разрешению ситуации в контакте и с украинской, и с российской стороной. Практически в ручном режиме удается оказывать содействие водителям большегрузов в возвращении на родину как на автомобиле, так и в пешем порядке, — заверили в МИД. — Дополнительно ведем работу по линии сопредельных с Украиной государств ЕС, в оперативном режиме осуществляются переговоры с соответствующими пограничными органами для обеспечения транзита белорусских транспортных средств через территорию Европейского союза. И в этом плане тоже есть результаты. Мы не прекращаем искать возможные и взаимоприемлемые пути, способы и механизмы решения ситуации, пытаемся выработать устраивающий всех заинтересованных алгоритм.
Как сообщили в Министерстве транспорта и коммуникаций, по состоянию на вчерашний день в Украине находятся не менее 55 водителей-международников.
— Работа по оказанию содействия в эвакуации граждан Беларуси идет в круглосуточном режиме и будет проводиться до полного урегулирования сложившейся ситуации, — отметил замминистра транспорта и коммуникаций Сергей Дубина. — После эвакуации водителей-международников из Украины во взаимодействии с компетентными органами государств, по территории которых они будут перемещаться, а это Румыния, Венгрия, Словакия, Польша, станет проводиться работа по возвращению их в Беларусь. Решаются вопросы как с транспортом, так и с визами. Со своей стороны мы принимаем меры, чтобы создать условия для перевозчиков, которые из-за ситуации в Украине возвращаются на территорию Евросоюза через Беларусь. По инициативе Минтранса принято решение до конца марта не требовать у них визы.
Между тем с территории Беларуси, из Гомельской области, из-за закрытия границы украинской стороной не могут уехать десять водителей-международников из Чернигова, Винницы, Житомира, которые до начала российской спецоперации приехали к нам за товаром. Неравнодушные белорусы тут же принялись помогать им продуктами. А когда украинские водители сказали, что хотят работать, автобусный парк № 1 «Гомельоблавтотранса» выразил готовность предоставить им вакансии — от водителя автобуса до вахтера, а также места в общежитии. Почувствуйте разницу!