—
Наши правоохранители приступили к работе по юридическому признанию причастными к экстремизму тех, кто раскачивал общество в соцсетях и мессенджерах. Постановление Совмина № 575 «О мерах противодействия экстремизму и реабилитации нацизма» вступило в силу, а значит, появилась законодательная база, чтобы привлечь к ответственности всех любителей хайпа и «цветных революций». В главном управлении по борьбе с организованной преступностью и коррупцией (ГУБОПиК) МВД нашему корреспонденту рассказали, как будут вести эту деятельность, с кого начнут и что грозит подписчикам телеграм-каналов.
— МВД готовилось к принятию данного постановления, — отметил начальник отдела ГУБОПиК Вячеслав Орловский. — К этому времени мы практически завершили работу по деанонимизации администраторов и наиболее активных подписчиков экстремистских телеграм-каналов и чатов. Досконально задокументировали все размещенные в социальных сетях сообщения, побуждающие к экстремистской деятельности, а также другие действия интернет-пользователей по созданию протестной активности.
Принятые меры позволят уделить внимание каждому подписчику телеграм-каналов и чатов и дать им правовую оценку.
Каким образом группы граждан признаются экстремистскими формированиями? Для этого требуется решение МВД или КГБ, при этом предусмотрена уголовная ответственность.
— Данный порядок отличается от признания информационной продукции экстремистскими материалами, — пояснили в МВД. — В последнем случае необходимо решение суда, при этом предусмотрена административная ответственность.
Вячеслав Орловский уточнил, что именно относится к экстремистским материалам:
— Это различная информационная продукция, используемая по вовлечению в экстремистскую деятельность, и ее пропаганда. О различиях между материалами и формированиями проще сказать так: экстремистские материалы — это то, что делает человек, а экстремистские формирования — кто делает.
Привлекать участников экстремистских формирований к уголовной ответственности будут точечно, с учетом роли каждого, опираясь на собранные доказательства. Создателям, организаторам и участникам предусмотрено наказание по статье 361—1 УК — лишение свободы до семи лет.
К участникам экстремистских формирований могут относиться и подписчики телеграм-каналов. Не случайно после публикации постановления в интернете разгорелись целые дискуссии. Не слишком ли, мол, жестко — лишать свободы на срок до семи лет за подписку на канал? Как оказалось, не все так однозначно.
— Дело в том, что телеграм-канал может признаваться как экстремистским материалом, так экстремистским формированием, — поясняет Вячеслав Орловский. — Если у него статус экстремистского формирования, то его подписчики действительно могут стать фигурантами уголовных дел. Что касается подписки на каналы, которые признаются экстремистскими материалами, то она пока не наказуема. Но при одном условии: если подписчик не оказывает поддержку в популяризации канала, то есть не репостит, не перечисляет денег, не сливает туда информацию. Если перечисленные действия есть, то подписчики, соответственно, привлекаются к административной ответственности.
Вячеслав Орловский подчеркивает:
— Простым людям, которые из банального интереса или любопытства читают запрещенный канал, признанный экстремистским материалом, опасаться нечего. Им следует отписаться от данного ресурса и вопросов к ним не возникнет.
Давая юридическую оценку экстремистским телеграм-каналам, правоохранители начнут с их администраторов, а также с активных сторонников ресурса — тех, кто сливал туда информацию, перечислял деньги, репостил публикации и другим образом их популяризировал.
— Таких пользователей отписка от ресурса от ответственности не освобождает, — отметил специалист. — Даже если они удалили информацию — везде остается электронный след.
МВД еще раз призывает белорусов не доверять фейкам и антигосударственной пропаганде. Утверждения, что деятельность по поддержке экстремистских ресурсов окажется безнаказанной, потому что, мол, миллионы людей не привлечешь к ответственности, сотрудники правоохранительных органов считают сознательно тиражируемым мифом.
— На самом деле сторонников экстремизма намного меньше, мы их всех знаем и дойдем до каждого, — уверен сотрудник ГУБОПиК.
Елена КОЗЛОВСКАЯ
Источник: sb.by