Первая торжественная линейка, звонок на урок, обучение… В отличие от детского сада, школа встретила ребёнка целым набором требований. Нужно не только рано вставать, но и собирать портфель, выдерживать длительные занятия, быть усидчивым и сосредоточенным. Плюс тебя оценивают, критикуют, сравнивают. Психика, естественно, испытывает напряжение, и ей надо помочь перестроиться, адаптироваться к новым реалиям. У каждого, как утверждают специалисты, этот период проходит по-разному, в зависимости от уровня готовности к обучению в школе, личности и характера ребёнка, состояния его здоровья, семейной обстановки. Вот что отмечает психолог УЗ «Брагинская ЦРБ» Ирина КОРОЛЁВА:
– Первые полтора месяца у первоклассника могут наблюдаться проблемы со сном, изменения в поведении и настроении (плаксивость, капризы), ухудшение аппетита. Так происходит, потому что организм тратит все силы и ресурсы на то, чтобы приспособиться к новым условиям. Примерно через 1,5–2 месяца напряжение спадает, работоспособность становится более устойчивой. Но у некоторых детей период адаптации может затянуться. Что в таких случаях делать родителям?
В первую очередь – запастись терпением. В это время ребёнок должен быть уверен, что он получит поддержку и понимание взрослого, независимо от скорости обучения письму, чтению и др. А сравнение его с другими детьми, раздражение со стороны родителей, наоборот, не принесут желаемых результатов, станут источником повышенной тревожности. Важно понимать, что ваш ребёнок не должен учиться так же, как другие ребята или вы в детстве, – от этого он не станет менее любимым и ценным. Попробуйте проанализировать свои требования и понять, что для вас важнее: отличные оценки или здоровье и хорошее настроение ребёнка, ваши доверительные отношения.
Не меньшее значение также имеет искренний интерес школьными делами первоклассника. Ему следует объяснять необходимость и смысл правил и норм, с которыми он встретился в школе.
Поможет и соблюдение режима дня, составленное вместе с ребёнком (полноценный сон, питание, отдых, время для занятий, свободное время). При подготовке домашних заданий нужно делать перерывы каждые 15 минут и, по возможности, предоставлять самостоятельность в их выполнении. Когда возникают трудности, важно взаимодействие с классным руководителем.
Если спустя полгода ребёнок по-прежнему сильно отстаёт в усвоении учебной программы, нарушает дисциплину, дерётся, не сосредотачивается на уроке, отвлекает учителя и одноклассников, испытывает в основном отрицательные эмоции, связанные со школой, то имеет смысл обратиться за помощью к психологу.
Возникли вопросы или проблемы? Звоните!
• Телефон психологов УЗ «Брагинская ЦРБ»: 3-99-63.
• Телефон доверия (экстренной психологической помощи) на базе Гомельской областной клинической психиатрической больницы: 8-0232-31-51-61.
Подготовила Валентина БЕЛЬЧЕНКО