Страстная неделя установлена в память о последних днях земной жизни, страданиях и смерти Иисуса Христа. Она идёт за Вербным воскресением и продлится с 13 по 18 апреля. «Страсти» – в переводе с церковнославянского языка «страдания, испытания». Эта символическая и сложная седмица перед Великой Пасхой. В память о мучениях Спасителя люди молятся, ходят в церковь и посещают литургию. Это период самопознания, покаяния и строгого поста, когда духовное начало преобладает над физическим.
Каждый день этой седмицы именуется Великим. Торжественный Вход Господень в Иерусалим – начало Его страданий. При радостных восклицаниях народа шествовал Христос на смерть, на которую предал Его народ, так восторженно встретивший Спасителя. И Церковь Православная начинает, как бы следуя за Ним, ежедневно вспоминать то, что происходило. Мы имеем возможность быть свидетелями этих Евангельских событий, идти вслед за Христом.
Вот в Великий понедельник Господь на горе Елеонской, предварительно Своим словом иссушивший смоковницу, открывает Своим ученикам будущее Иерусалима, обличает фарисеев и книжников за лишь внешнее исполнение предписаний Закона Моисеева. Продолжая поучения Свои, Господь сначала в притчах, а затем и ясно изображает кончину мира и Страшный Суд. В среду в доме Симона прокажённого женщина возливает миро на Его ноги, а Иуда обещает архиереям предать Учителя.
В Великий четверг совершает Господь Тайную Вечерю, и литургия того дня особенно ярко напоминает о том, что, причащаясь Святых Таин с благоговением, мы с апостолами вкушаем Тела и Крови Христовых, а причащающиеся недостойно уподобляются Иуде. Но каждый пусть стремится причаститься, искренно каясь в грехах своих, и получить милость от Господа. За Тайною Вечерею следует Христова молитва в Гефсимании, Христа схватывают и отводят к первосвященникам, где ночью совершается над Ним суд, а утром отводят Его к Пилату. Вечером в Великий четверг читаются 12 Евангелий Страстей Христовых.
Наступает Великая пятница. На часах также читаются Евангелия о суде Пилатовом, распятии и крестной смерти Христовой. Христиане соблюдают в тот день строжайший пост. Вечерня, совершаемая в 16 часов, содержит в себе воспоминание о смерти Христовой и заканчивается выносом плащаницы, изображающим снятие со Креста и погребение Тела Христова. Затем у плащаницы читается канон на «Плач Богородицы над гробом».
Утреня Великой субботы изображает пребывание Тела Христова в гробу и схождение Душою во ад. Крестный ход в конце её торжественно изображает шествие Христово во ад (а не погребение Его, как принято говорить), который был разрушен Светом Христовым, и освобождённые души праотцев радостно славили Христа. Освободив от ада души умерших, Душа Христова возвращается в Его Тело. Никто на земле не знает ещё о том, что происходит в ином мире, воины стоят на страже у гроба, апостолы скорбят, мироносицы готовы идти помазать Тело, но ангелы с пророками и праведниками уже прославляют Победителя смерти. То изображается чтениями и пениями вечерни Великой субботы, соединяемой с литургией, на которой при пении «Воскресни Боже, суди земли…» тёмные облачения сменяются на светлые. Наступает ожидание того светлого часа, когда всё озарится Светом и небеса с землёй наполнятся победными хвалами Воскресшего Христа.
На Пасхальной литургии мы приобщаемся Воскресшего Христа.
Иерей Ростислав БОНДАРЕНКО,
и.о. благочинного
Хойникского округа,
настоятель храма в д. Селец