Одним из запомнившихся моментов во время встречи будущих медиков с Президентом стал рассказ о маленькой деревушке на окраине Светлогорского района и о строительстве там мемориального комплекса. Дело в том, что в военные годы деревня была зверски уничтожена, сожжена фашистами. По числу жертв трагедия равна двенадцати Хатыням. И об этом в нашей стране знали лишь немногие.
Инициативу о создании мемориала, которую во время встречи Президенту донесли студенты, глава государства, конечно, поддержал. Ведь к сохранению памяти и истории особое отношение в стране. Сегодня точно известно: мемориалу быть. Причём уже в этом году.
Здесь жили в мире
Ола – небольшая деревушка на границе Светлогорского района в Чирковичском сельсовете. Название походит от одноимённой реки (приток Березины), на берегу которой и было основано поселение. Упоминается в документах с 1875 года как населённый пункт Бобруйского уезда Минской губернии. Тогда насчитывалось шесть дворов, деревня являлась государственной собственностью.
По переписи 1917 года, входила в Паричскую волость, имела три хозяйства, восемнадцать жителей. В 1926 году – 17 дворов, 79 жителей.
Преобладали фамилии Дикун, Зыкун, Курлович. Перед Великой Отечественной войной – 34 двора, 168 жителей.
Теперь на месте деревни высится лес. О том, что когда-то здесь жили люди, напоминает лишь братская могила.
Особый счёт
У каждого белорусского посёлка, деревушки, города – свой обвинительный вердикт к войне. У Олы он особый.
Так случилось, что в далёком 1944-м именно здесь, в окружении болот и лесов, собрались сельчане из соседних семи деревень, чтобы вместе ждать солдат Советской Армии.
14 января 1944 года… В Оле отмечали престольный праздник. Никто не ждал беды – наши близко.
В 6 часов утра деревню окружил немецкий карательный отряд. Под выстрелы и дикий лай собак всех, якобы для регистрации, согнали в большой колхозный сарай. Пытавшиеся бежать падали, скошенные автоматными очередями. Тех, кто прятался в землянках и ямах, находили собаки. Из сарая забирали группами, заявляя при этом, что будут отвозить в тыл, а отводили в другой конец деревни, заталкивали в дома и поджигали.
Сельчане гибли от огня и взрывов гранат, летящих в окна и двери. Стариков и детей живыми бросали в огонь, а тех, кто выбегал из пламени, убивали. Спастись из этого ада не удалось почти никому.
В Оле погибло 1758 человек, в том числе 950 детей и около 500 женщин…
Равнодушно читать нельзя
«Спасаясь от гитлеровских извергов, многие жители посёлка Восход, деревень Коротковичи, Бродки, Красновка, Дуброва, Антоновка и других укрывались в деревне Ола Полесской области и в лесу, находящемся вблизи этой деревни. Немецко-фашистские захватчики 14 января оцепили деревню Ола и учинили дикую расправу над мирными советскими гражданами. Озверевшие гитлеровцы загнали стариков, женщин и детей в дома и сараи, заперли их там, а затем сожгли живьём. Фашистские изверги бросали в горящие дома гранаты, стреляли из автоматов и следили, чтобы никто не мог убежать. В одном сарае, на северо-западной окраине деревни, немцы заживо сожгли до 70 человек. В огне погибли Александра Зыкун – 95 лет, Яков Курулович – 85 лет, Степан Зыкун – 81 год, грудные дети Александр Устименко – двух месяцев, Феня Зыкун – трёх месяцев и многие другие. По рассказам оставшихся в живых жителей деревни, немцы в течение этого дня расстреляли и сожгли свыше тысячи мужчин, женщин и детей», – говорится в сообщении Советского информбюро от 7 апреля 1944 года.
«От группы отделилась женщина в телогрейке и большом клетчатом платке, – приводит книга «Памяць. Светлагорск. Светлагорскi раён» воспоминания свидетеля тех событий Тараса Колеснева. – Автоматчик шёл за ней. Я услышал просьбу позволить сгореть в своём доме. Это была Аксинья Тимофеевна Курлович, жена бухгалтера колхоза. Под дружный хохот фашистов женщина повернулась и твёрдым шагом пошла к своему горящему дому. За ней бежал фашист с большим баллоном за спиной. На ходу опрыскивал её бензином. Женщина не обращала на него внимания. Офицер достал пистолет. Но на пороге дома женщина вспыхнула факелом и скрылась за дверями…»
Бывший офицер 48–й армии московский писатель Сергей Голицын рассказывал: «В начале 1944 года мы прокладывали дорогу-гать в полосе наступления 48-й армии. Ко мне прибежали солдаты: «Скорее, скорее!..» Я был потрясён: груда сожжённых людей. Кинулись в глаза лапти да онучи на чудом уцелевших ножках обгорелого мальчика лет шести». Советские воины похоронили убитых в братской могиле.
Я читаю исторические справки – и мороз пробегает по коже. Как оценить масштабы трагедии и боль маленькой деревушки? Почти две тысячи человек, примерно половина населения нынешнего Брагина…
Сюда приносят детские игрушки…
Память о маленькой белорусской деревне хранят в Светлогорском музее. Возродить деревню так и не удалось. Здесь установлен крест и памятный камень, возле которых можно увидеть детские игрушки.
Несколько лет назад местные жители начали работу по созданию комплекса. Открыли благотворительный счёт, создали проект. Но развернуть строительство было сложно.
Планируется, что мемориал будет состоять из двух колоколов и восьми скульптур.
Память вечна, но, к сожалению, сейчас об этом жутком и не имеющем аналогов по своей жестокости моменте современной истории страны можно узнать только по газетным публикациям и скупым историческим сведениям.
Каждый из нас может поучаствовать в увековечивании памяти. Это трагедия не только 1758 человек, но и всего белорусского народа. А забыть прошлое – предать его, а значит, в чём-то и себя.
Подготовила Галина ШЕВЧЕНКО
Фото из сети Интернет
В связи с празднованием 75-й годовщины Победы советского народа в Великой Отечественной войне и в целях создания мемориального комплекса на месте сожжённой фашистами деревни Олы 22 февраля 2020 года пройдёт областной субботник.
Денежные средства, заработанные в этот день, в том числе на рабочих местах, в объёмах, определяемых добровольно работниками, включая тех, чья деятельность не связана с производством продукции (работ), оказанием платных услуг, перечисляются на отдельные банковские счета Гомельского городского и районных исполнительных комитетов.
Собранные средства будут направлены на финансирование работ (услуг) по проектированию и строительству объекта «Реконструкция братского захоронения на месте сожжённой деревни Олы в Светлогорском районе Гомельской области», а также на ремонт, реконструкцию, реставрацию, восстановление историко-культурных ценностей, мемориальных комплексов, мест боевой и воинской славы времён Великой Отечественной войны.