Реализация инвестиционного проекта «Строительство речного порта «Нижние Жары» интересует не только жителей нашего района, но и других. На какой стадии она находится, мы попросили рассказать заместителя председателя райисполкома Петра Романюка. Вот что он пояснил:
– Первые шаги уже сделаны. Министерство транспорта и коммуникаций Республики Беларусь и открытое акционерное общество «Белпорт Нижние Жары» (директор – Шентюрк Гюрсел) 29 июля 2019 года подписали инвестиционный договор. Идея создания нового транспортного коридора для перевозки товаров из Беларуси водным путём в порты Чёрного, Средиземного и Каспийского морей и придунайские государства обсуждалась на различных уровнях на протяжении нескольких лет, и, наконец, начала воплощаться в жизнь. Мы с вами, похоже, станем свидетелями важных исторических событий в развитии плодотворных отношений двух стран – Беларуси и Турции.
Кроме речного порта «Нижние Жары» с пропускной способностью до 5 млн тонн в год, запланировано и строительство контейнерного терминала. Общий объём инвестиций составляет двадцать два миллиона шестьсот тысяч долларов США.
Ориентировочная площадь земельного участка, выделяемого для этих целей, – 68,07 га. Кстати, необходимые документы в проектный институт «Гомельгипрозем» уже поданы. Общий срок реализации проекта, определённого договором, – по 31 декабря 2025 года.
При знакомстве с инвестиционным договором я обратила внимание на пункт 13.6: предусмотреть в схеме комплексной территориальной организации Гомельской области возможность строительства железной дороги Хойники – Нижние Жары. После достижения грузооборота не менее пяти миллионов тонн в год Республика Беларусь примет решение о строительстве железной дороги и организации грузового железнодорожного сообщения в направлении Хойники – Нижние Жары. Будет налажено движение грузового автомобильного транспорта с нагрузкой на ось до 11,5 тонны по следующим участкам автомобильных дорог: Речица – Лоев, Лоев – Брагин, Речица – Хойники – Брагин, Калинковичи – Хойники – Брагин – Комарин – Нижние Жары. Это в перспективе.
Инвестор приступит к строительно-монтажным работам после проведения дноуглубительных работ и обеспечения проходных осадок на участке Днепра от Нижних Жаров до Киевской ГЭС, с учётом габаритов шлюзов Днепровского каскада. Ранее украинская сторона подтвердила возможность прохождения судов класса «река–море» от Киевской ГЭС до населённого пункта нашего района. При этом учитываются габариты судовых шлюзов Днепровского каскада после дноуглубления протяжённостью 103 км на глубину 3,65 м при отметке 102,0 м по Балтийской системе Киевского водохранилища.
По новому транспортному коридору Беларусь сможет отправлять грузы водным путём, а кораблями «река–море» доставлять их в государства Черноморского бассейна. Нашей стране станут доступны рынки более 20 стран. Во время рабочего визита турецкой делегации на Гомельщину Чрезвычайный и Полномочный Посол Беларуси в Турции Андрей Савиных акцентировал внимание журналистов на экономической составляющей проекта. По его словам, Беларусь сможет снизить стоимость перевозки грузов, у неё появятся экспортные возможности, о которых приходилось только мечтать.
Гомельская область станет одним из главных двигателей экономического роста для всей страны в целом. Это будет способствовать росту конкурентоспособности продукции белорусских предприятий на внешних рынках.
Нина СИНИЛОВА