О налоговой службе, о тех, кто здесь трудится, накануне профессионального праздника мы попросили рассказать начальника инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по Речицкому району Александра Рашука.
– Александр Антонович, налоговой службой пройден путь длиною в 29 лет. Какие у неё приоритеты?
– Служба становится клиентоориентированной. Налоговая политика направлена на то, чтобы мы вместе с плательщиками строили партнёрские отношения для достижения общей цели – роста платежей в бюджет. За первое полугодие он пополнился суммой в 77,8 млн рублей, что на 1,3% выше уровня аналогичного периода прошлого года.
Развиваем формы электронного взаимодействия с плательщиками и призываем бизнес максимально использовать онлайн-сервисы. В электронном виде можно представить налоговые декларации, заявить о своем желании зачесть, вернуть излишне уплаченные суммы, получить разъяснения о принятых решениях, принять участие в вебинаре (видеолекции, онлайн-семинаре) и многое другое. Кроме того, реализуем дополнительные электронные сервисы, такие, как центр информирования, проверка оплаты на портале, запись на приём к руководству, проверка электронного документа.
Один из них – «Личные кабинеты», на интернет-портале МНС здесь зарегистрировалось свыше 13,8 тысячи жителей.
Отмечу, что часть деклараций подаётся плательщиками в нерабочее время, что ещё раз доказывает удобство данного формата общения.
– Какие нововведения ожидают нас в ближайшем будущем?
– Планируем открыть центр обслуживания плательщиков с применением системы электронной очереди. Здесь можно будет подать налоговую декларацию, получить необходимую информацию и разъяснения, осуществить административные процедуры. Посетители смогут оценить уровень обслуживания.
– Но всё же контроль за исполнением налоговых обязательств по-прежнему остаётся одной из основных функций?
– Мы помогаем уплатить налоги и тем, кто добросовестно исполняет свои обязательства, и тем, кто, мягко говоря, не намерен. А для этого должны располагать максимальной информацией о деятельности субъектов хозяйствования. Сегодня ориентированы на дистанционный, или камеральный, налоговый контроль. Он основывается на взаимодействии с плательщиками в электронном виде, а потому снижается количество выездных проверок и проходят они только там, где очевидны факты нарушения законодательства.
– А как налоговые органы собирают необходимую информацию?
– Непрерывно происходит автоматизация контрольных функций налоговой службы. Уже внедрена система электронной дистанционной проверки в сферах игорного и вендингового бизнеса, активно развивается система отслеживания кассового оборудования, которая позволяет получать в режиме реального времени информацию о выручке плательщиков. Ну и самый масштабный проект – внедрение механизма функционирования электронных счетов-фактур по налогу на добавленную стоимость. С его помощью можно проводить оперативный камеральный контроль, выявлять незаконные схемы, связанные с неправомерным возвратом налога на добавленную стоимость из бюджета.
Возможности системы электронных счетов-фактур позволяют выявить сделки с лжепредпринимательскими структурами, провести сопоставление реализованной и приобретённой продукции, осуществить сверку экспортно-импортных операций и др.
К камеральному контролю может прибегать не только налоговый орган, но и плательщик – в целях самоконтроля. У бухгалтера есть возможность заранее сверить данные касательно исчисленного налога и вычетов, планируемых к отражению в декларации. Тем самым можно избежать непреднамеренных ошибок.
С начала текущего года у 209 плательщиков обнаружены ошибки при исчислении НДС. В результате налоговые обязательства субъектов хозяйствования увеличены более чем на 2,01 млн руб., при этом штрафные санкции к ним не применялись.
– Как жители обслуживаемых районов воспользовались возможностями начать своё дело без регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей?
– В перечень видов деятельности, которыми можно заниматься без регистрации, вошли такие востребованные у населения работы как ремонт мебели, часов, обуви, пошив одежды, выполнение отделочных работ, парикмахерские и косметические услуги и ряд других. Такой возможностью уже воспользовалось 706 физических лиц, из них 193 человека стали осуществлять новые виды деятельности.
Сейчас ремесленники могут реализовывать изделия через интернет либо по почте, а субъектам агроэкотуризма предоставлено право оказывать широкий ряд дополнительных сопутствующих услуг, в том числе проводить презентации, юбилеи, банкеты, предоставлять инвентарь для занятий спортом и отдыха, обеспечивать транспортное обслуживание.
– Как бы вы охарактеризовали современного работника налоговых органов?
– Сегодня, несмотря на тенденцию к автоматизации многих процессов и переход на бесконтактное взаимодействие с плательщиками, психологическая нагрузка на налоговых инспекторов достаточно сильна. Это требует высоких профессиональных и моральных качеств и навыков. Работники налоговых органов, прежде всего, ответственные профессионалы, которые прилагают максимум усилий, чтобы казна была полна и государство могло гарантировать социальную защищённость граждан.
– Ваши поздравления коллегам и пожелания налогоплательщикам.
– Дорогие коллеги! Примите искренние пожелания успехов в труде, здоровья, счастья, радости, благополучия. Спасибо всем за эти двадцать девять лет, которые, надеюсь, не пролетели незаметно, но принесли массу полезных наработок, достижений и, главное, дали богатый опыт. Пусть на работе спорятся дела, а в ваших домах царят мир и гармония!
Всем плательщикам от души хочу пожелать стабильности и процветания, благоприятного налогового климата и плодотворной деятельности.
Подготовила Нина СИНИЛОВА