Всё активнее в современном мире используются цифровые технологии, которые изменяют характер многих услуг и продуктов. Уже привычным для граждан стало совершать покупки или оплачивать ЖКУ, мобильную связь, интернет, железнодорожные билеты и т.д. онлайн. Это позволяет делать выбор на свой вкус и размер кошелька даже не выходя из дома, экономить время. Но всегда ли в таких случаях наши права защищены?
– Появление «умных» технологий, с одной стороны, расширяет возможности потребителей, а с другой – создаёт некоторые причины для беспокойства. Например, при отсутствии безопасности, обнаружении утечек информации, нарушении конфиденциальности личных данных, отсутствии ясности в отношении того, кто несёт ответственность при возникновении возможных убытков, и т.д., – замечает фельдшер-валеолог районного центра гигиены и эпидемиологии Оксана ДАНЧЕНКО.
Главным трендом роста потребительского рынка, по её словам, становится не только культура оплаты услуг и товаров онлайн, но и активное использование новых технологий распознавания лиц и отпечатков пальцев, геолокационных и облачных сервисов, связанных между собой цифровых продуктов и смарт-устройств, виртуальных помощников, обладающих искусственным интеллектом.
Привлечь внимание общественности к данной проблеме, повысить нашу грамотность как покупателей призван Всемирный день защиты прав потребителей, который ежегодно отмечается 15 марта. В нынешнем году он, кстати, проходит под девизом «Защита прав потребителей в эпоху умных технологий». Поэтому есть хороший повод ещё раз обратить внимание на то, что прогресс цифровых технологий должен, прежде всего, учитывать разносторонние интересы потребителей: право на качество и безопасность «умной электроники», а также право знать, как собирается, обрабатывается и используется личная информация.
Подготовила
Валентина БЕЛЬЧЕНКО