По итогам открытого конкурса среди сельских школ из трёх областей «Пришкольный участок как образовательная площадка для современных безопасных агротехнологий», Иолчанская СШ оказалась в числе призёров.
Хорошо помню, как в годы моего детства при школе, в которой училась, был земельный участок. И возиться на нём нам, сельским ученикам, являлось вполне привычным делом. К посеву, прополке грядок, сбору урожая каждый был приучен с малых лет: ни одна семья, которая жила в деревне, не представляла своей жизни без земельного надела. Поэтому картофель, морковка, свёкла, другие овощи – всё на столе было своё. Свежевыращенное или заготовленное на зиму. И ни у кого даже в мыслях не возникало покупать дары огорода в магазине. А коллективный труд школьников на земле под чётким руководством учителя ещё больше способствовал формированию жизненно важных умений и навыков. Он не только объединял и сплачивал, но и повышал ответственность за общее дело, помогал кому-то дополнительно раскрыться, способствовал профессиональной направленности. Так по сути постигалась азбука земли. Но всё изменила, переиначила чернобыльская катастрофа.
Если до аварии на ЧАЭС Брагинский район считался одним из самых перспективных, то после стал самым загрязнённым, наиболее потерпевшим. Трагедия, которая случилась в апреле 1986-го, оказала сильное влияние на развитие всех сфер нашей жизни. Но со временем местные жители – благодаря государственной поддержке, а также международному сотрудничеству – стали более ответственно подходить к вопросам радиационной безопасности. И во многом это заслуга школ, которые активно включились в проектную деятельность. Дети таким образом не только значительно повысили уровень знаний о жизни на пострадавших территориях без риска для здоровья, но и научились самостоятельно измерять уровень радиации, развернули просветительскую работу среди своих сверстников и родителей.
Прошли десятилетия. И сегодня уже, безусловно, ажиотажа по поводу этой темы нет. Очевиден значительный прогресс в реабилитации территорий, которые зацепило чёрное крыло. Значит, самое время попытаться возродить пришкольные участки. Причём на более современном уровне.
К такому выводу пришли в Иолчанской средней школе. И воплотить идею в жизнь в 2016 году помогло участие в проекте «Развитие потенциала сети семейных клубов в чернобыльской зоне с целью улучшения социально-экономической ситуации». Он реализовывался на территории нашего района общественной организацией «Белорусский зелёный крест» при поддержке Европейского союза. Так было положено начало аграрному направлению в школе.
Вначале на четырёх сотках появилось 400 саженцев малины, которые в этом году дали первый урожай. Ягода, кстати, выбрана не случайно. Она не накапливает вредные вещества, и потому по праву занимает почётное место на участках многих земляков-огородников.
Следующий шаг – реализация на базе учреждения местной инициативы «Развитие производственного потенциала пришкольного участка Иолчанской СШ Брагинского района для организации производства экологически чистой продукции и развития школьного предпринимательства». Она разработана в рамках проекта «Содействие развитию на местном уровне в Республике Беларусь», финансируемого Европейским союзом и реализуемого Программой развития ООН. В суть дела вводит директор школы Татьяна НИКОЛАЕНКО:
– Меня, как и многих руководителей, работающих в сельской местности, особенно волнует проблема оттока молодёжи из деревень. А всё почему? Подрастающее поколение не приучено работать на земле, имеет слабое представление об агробизнесе и современных агротехнологиях, не рассматривает такой вариант занятости, как сельскохозяйственное предпринимательство. Поэтому наша инициатива нацелена в первую очередь на то, чтобы заинтересовать детей перспективными идеями, которые могут успешно реализовываться на селе и приносить хороший доход.
Иолчанская СШ стала по сути пилотной площадкой по созданию условий для воспитания ученика, способного сделать осознанный выбор в пользу сельского образа жизни. Поэтому особую пользу несут советы и рекомендации специалистов, образовательные семинары, опыт практиков. Главный упор сделан на обучение школьников технологиям выращивания органической продукции, повышение культуры молодого поколения в области здорового питания. Ожидается, что это будет способствовать расширению возможностей трудоустройства на селе за счёт развития предпринимательства, фермерства, ориентации на сельскохозяйственные профессии.
В нынешнем году, кстати, участок значительно расширился: добавилось ещё 450 саженцев малины ремонтантной, три сотки заняла клубника. Установлены теплицы, где будет выращиваться ранняя зелень. Планируется подготовить почву для посадки овощей. И если у кого-то ещё складывается мнение, что труд на земле адски тяжёлый и изнурительный, то это с лёгкостью можно опровергнуть. В помощь юным аграриям – малогабаритная сельскохозяйственная техника с навесным оборудованием, система капельного полива, современные садово-огородные инструменты. Нет проблем с органическими удобрениями. Главное – всё хорошо продумать и организовать «по уму».
Актуальность инициативы заключается и в том, что земельный участок – это ещё возможность и дополнительного дохода для самого учреждения, удешевления питания в школе. В настоящее время как раз рассматривается вопрос о приобретении морозильного оборудования.
Плюс ко всему – огородные дела, общение с миром растений учат детей заботливому и бережному отношению к земле, технике, окружающей природе. Коллективная работа на свежем воздухе – хорошая альтернатива компьютерам, которая благотворно влияет на физическое развитие учащихся, укрепляет их силы и здоровье. Участок вполне может служить также площадкой для экспериментальной и исследовательской деятельности. Тем более что на огородничестве местная инициатива не заканчивается – недавно здесь появились клетки с кроликами, и дети уже постигают тонкости ухода за животными.
Чтобы заявить о своей деятельности широкой общественности, Иолчанская СШ решила принять участие в первом открытом конкурсе «Пришкольный участок как образовательная площадка для современных безопасных агротехнологий». Он проводился общественной организацией «Белорусский зелёный крест» и партнёрами в рамках проекта международной технической помощи «Сеть производственных инкубаторов «Школьный сад» для развития современного сельскохозяйственного предпринимательства, профессионального и социального роста молодёжи в небогатых и нуждающихся сельских населённых пунктах». В числе участников были более ста школ Витебской, Гомельской и Минской областей, имеющих пришкольные участки или планирующих их создавать. Ставилась задача не только выявить и поддержать в таком деле учреждения образования, оценить их потенциал, но и объединить заинтересованные школы в общую сеть, связать их с научными и образовательными учреждениями в области сельского хозяйства, помочь в поисках рынков сбыта.
Во время первого (заочного) этапа жюри отобрало для участия во втором туре только 25 учреждений, среди которых оказалась и Иолчанская СШ. Школы презентовали свои участки или (при их отсутствии) обоснование создания такой образовательной площадки. Это была хорошая возможность, как отметила Татьяна Ивановна, не только показать результаты своей деятельности, но и обогатиться новыми знаниями, порадоваться достигнутым успехам других. А полученный диплом второй степени только придал уверенности в своих силах, укрепил желание двигаться вперёд, убедил в верности выбранного направления.
Валентина БЕЛЬЧЕНКО