21 ноября в выселенной деревне Глуховичи исполняющий обязанности благочинного Хойникского округа иерей Ростислав Бондаренко совершил освящение поклонного креста, установленного на месте разрушенного в середине 1930-х годов храма во имя святого Архистратига Михаила.
Это уже второй такой жест памяти святыням, утраченным в годы красного антирелигиозного террора, в зоне отчуждения и отселения. Напомню, что в прошлом году, девятого ноября, подобный крест появился в Остроглядах. Освятил его преосвященный Леонид, епископ Туровский и Мозырский.
Всё это стало возможным благодаря не только молитвам отца Ростислава, но и его грандиозным трудам. И хотя сам он без ложной скромности утверждает, что заслуга общая, ни для кого не секрет, что в сохранение исторической память и исконных духовных традиций нашей земли священник вносит значительный вклад.
Как рассказал отец Ростислав, ровно год назад он вместе с бывшей жительницей Глухович посетил выселенную деревню, чтобы уточнить конкретное месторасположение храма. И хотя как такового населённого пункта больше нет, люди всё равно раз в год, на Радоницу, посещают могилы предков, а значит, смогут поклониться святыне.
Символично, что установили крест накануне, а освятили 21 ноября, в день памяти Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных.
Богоугодным планам священника не суждено было бы воплотиться в жизнь без содействия неравнодушных людей. Так, благодаря программе сотрудничества Белорусской Православной Церкви и Департамента по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС продолжилось взаимодействие с работниками Полесского государственного радиационно-экологического заповедника (ПГРЭЗ). Помощь в изготовлении и установке креста оказали работники Богушевского лесничества во главе с Сергеем Журавским.
Какая она, православная Брагинщина ушедших столетий? На этот вопрос дают исчерпывающие ответы исследовательские труды отца Ростислава, которые он создаёт, работая с архивными документами. Вот и история Михайловской церкви в Глуховичах доступна для большинства из нас благодаря его стараниям.
О том, когда был построен первый храм в селении, неизвестно. Предположительно, что задолго до 1720-го. Именно этим годом датируется первый сохранившийся документ фундуш (пожертвование, переданное церкви) князя Вишневецкого. Известно, что в 1730-м вместо старого строится новый деревянный храм в честь Архангела Божия Михаила. Какое-то время приход был униатским, а с 1795 года возвращён в лоно Православной Церкви. В его состав входили Глуховичи, Козелужцы, Ясменцы, Хотуча и Пучин, которые являлись владениями помещиков Рокицких.
Как свидетельствует история, в 1796 году 1 января епископом Иерофеем Черниговским к Глуховичской церкви рукополагается во священника Иоанн Войно. Дьячком являлся Дамиан Харашунович, а пономарём – Александр Леонович. После скоропостижной смерти отца Иоанна настоятелем назначается Иаков Григорович; в 1810 году – священник Иоанн Бернацкий и дьячок Алимпий Лелявский. С 27 февраля 1815 года священник – Матфей Кладкевич, при нём дьячками были Стефан Алимпиевич Лелявский, а затем – Иван Макарович Бернацкий.
В 1838 году было решено возводить новую церковь. Строительство осуществлялось графом Михаилом Рокицким и было завершено к 1842 году. Что интересно, сохранилось её подробное описание. Здание – деревянное, устроено продолговатым прямоугольником с одним открытым куполом на средине и колокольнею во фронтоне. Кровля – железная, окна расположены в два ряда, если считать купол, дверей двое. Внутренняя площадь заключала в себе около 45 кв. сажен. Потолок вне купола был подшит тёсом и подбит холстом, купол поддерживался четырьмя столбами, пол – деревянный, к отоплению здание не приспособлено. Имелся дощатый, старого устройства иконостас, покрашенный в зелёный цвет, с золочёными рамами, который состоял из 6 икон. В церкви находился серебряный прибор литургийных сосудов и 9 приборов облачений. Евангелий было два, одно – в лист, а другое – в 1/4 листа, оба – в сплошных металлических окладах. В архиве церковном метрические книги хранились с 1752 года. Колоколов имелось пять: в 14, 3, 2, 1 и 0,5 пуда.
В середине ХIХ века в состав прихода входят, кроме Глухович, Козелужцы, Ясменцы, Ильичи и Хотуча, чуть позже добавляются Нудичи.
В Глуховичах на 1913 год имелась церковно-приходская школа, а в Ильичах – земская. В первой обучалось 65 мальчиков и 7 девочек. Приход владел 40 десятинами пахотной и 20 – сенокосной земли. Церковного дохода поступало в среднем до 100 рублей в год.
На 1 января 1914 года в Глуховичах насчитывалось 95 дворов, проживало 380 мужчин и 358 женщин, в Ильичах – 43 двора (173 мужчины и 172 женщины). В Хатуче в 44 дворах проживало 149 мужчин и 194 женщины, в Козелужцах в 29 дворах – 119 и 124 соответственно. В Ясменцах население состояло из 90 мужчин и 94 женщин (имелось 22 двора), в Нудичах дворов было 44, насчитывалось 178 мужчин и 196 женщин.
После 1917 года в Великий Четверг (к сожалению, год неизвестен) храм сгорел. Был построен новый плотниками из Украины. В начале 1930-х в нём служил иерей Пётр Путято. Из-за притеснений и больших налогов он перешёл в с. Блужа Пуховичского района, где в 1935 году его арестовали. Виновным себя не признал и был приговорён к заключению в концлагерь сроком на десять лет. Вскорости храм закрыли, разобрали и перевезли в д. Рудаков, где из него сделали клуб. Иконами топили печки в местной школе. Сохранилась икона Архангела Михаила, находящаяся ныне в Селецком храме.
В годы Великой Отечественной войны Богослужения совершались в небольшой часовне, но зарегистрировать приход по окончании войны не удалось. Из настоятелей известны Симеон Леонович, Иоанн Войно, Иаков Григорович, Иоанн Иосифович Бернадский, Матфей Кладкевич, Василий Гункевич, Пётр Козляковский, Василий Абрамович, Антоний Малишевский, Михаил Воеводский, Пётр Путято.
Во время работ по установке креста были обнаружены фундамент и кованные гвозди. Как пояснили сведущие люди, гибкость кованных изделий свидетельствует о том, что они подверглись дополнительному горению, а значит, и храм действительно был утрачен в пожаре.
При освящении присутствовали директор ГНИУП «ПГРЭЗ» Михаил Рубащенко, начальник отдела научного обеспечения и международного сотрудничества Департамента по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС МЧС РБ Ольга Антипенко, главный специалист Администрации зон отчуждения и отселения МЧС РБ Иван Шипило, сотрудники РОВД и заповедника.
Символично, что в Год малой родины таким образом отдаётся дань памяти не только святыням и предкам, но и населённым пунктам, которые больше не пригодны для жизни, но до сих пор являются колыбелью для большинства родившихся там людей. И, как поделился отец Ростислав, традиция установки поклонных крестов в отселённых деревнях будет продолжаться. Следующая на очереди – Круки.
Ирина СТЫЧИНСКАЯ
Фото автора