Пожалуй, у каждого из нас есть печальный опыт приобретения товаров ненадлежащего качества или оплаты непрофессиональной работы. Купил, допустим, туфли, а они расклеились на второй же лень носки. Или новенький мобильник вдруг «замолчал». Как в подобных случаях защитить свои интересы: вернуть деньги или произвести обмен, заставить нерадивых мастеров отвечать за «халтурку»? С чего начать защиту своих прав?
Об основных моментах отношений между продавцами и покупателями мы сегодня беседуем с уполномоченной по защите прав потребителей Брагинского райисполкома Татьяной КРАВЧЕНКО.
– Татьяна Валерьевна, на современном рынке, богатом самыми разнообразными товарами и услугами, каждый может выбрать всё, что только душа пожелает. Но определиться с покупкой, особенно дорогостоящей, бывает не так уж и просто. На какую информацию мы можем рассчитывать, когда приходим в магазин?
– Продавец (изготовитель, исполнитель) обязан предоставить потребителю данные, которые его интересуют. Это может быть информация о наименовании и принадлежности своего предприятия, о цене товара, его потребительских свойствах, а в отношении продуктов питания – о составе, энергетической ценности, наличии вредных для здоровья веществ. Не менее важный момент – узнать условия приобретения товара, способы и правила его использования, хранения и безопасной утилизации.
Вся импортная продукция, кстати, должна сопровождаться аннотацией (инструкцией) на русском или белорусском языке.
– О чём мы не должны забывать, осуществляя покупку?
– У потребителя есть право на проверку работоспособности, комплектности, веса, меры и цены приобретаемого товара. Продавец обязан вместе с вашей покупкой выдать кассовый (товарный) чек, а на товары с установленными гарантийными сроками – надлежаще оформленный технический паспорт или иной заменяющий его документ.
– Думаю, многим знакома ситуация, когда при расчёте протягиваешь продавцу крупную купюру денег, а в ответ следует фраза: «У меня нет сдачи!», и непритязательный потребитель уже отправляется её разменивать…
– Это не обязанность покупателя! В начале рабочего дня кассир или иной работник, осуществляющий приём наличных денежных средств, должны быть обеспечены разменными купюрами в количестве, необходимом для осуществления расчётов. Такие требования содержатся в правилах продажи, утверждённых постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22 июля 2014 года №703.
При приёме наличных денег продавец называет покупателю сумму покупки, сумму денег, полученную от него, кладёт их отдельно на видное для покупателя место, выбивает кассовый чек, называет сумму выдаваемой сдачи и вручает её вместе с чеком.
Таким образом, в вышеописанном случае у вас есть полное право потребовать книгу жалоб и предложений и сделать там запись об отказе продавца реализовывать вам товар по причине отсутствия сдачи.
– Хочется также узнать: что делать, если товар не оправдал наши ожидания, более того – оказался некачественным?
– В такой ситуации потребитель в течение 12 месяцев с момента покупки, а если на товар установлен гарантийный срок, то в течение этого срока имеет право (по своему выбору) на:
- безвозмездное устранение недостатков;
- возмещение своих расходов по устранению недостатков;
- соразмерное уменьшение покупной цены;
- замену товара;
- расторжение договора и возмещение понесённых убытков.
При этом требование о замене товара ненадлежащего качества подлежит удовлетворению незамедлительно, а в случае необходимости его проверки – в течение 14 дней. Если же товар данной модели (марки, типа, артикула и т.п.) в магазине отсутствует в течение месячного срока с момента заявления потребителя, то продавец обязан предоставить аналогичный другой модели.
На безвозмездное устранение недостатков отводится две недели. За нарушение этого срока, как и в случае с заменой, продавец обязан уплатить неустойку в размере одного процента стоимости товара (работы, услуги) за каждый день просрочки.
Следует также знать, что доставка товаров весом более 5 кг продавцу или изготовителю для ремонта, уценки, замены и возврат осуществляются их силами и средствами, либо потребителю возмещаются расходы по доставке.
Если же товар не подошёл по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или не может быть использован по иным причинам, то вы вправе в течение 14 дней обменять его на аналогичный, а если таковой в продаже отсутствует – потребовать возврата уплаченной суммы.
– Что можете сказать о гарантийных обязательствах?
– Гарантийный срок исчисляется со дня продажи товара (принятия работы, услуги), а если такая дата неизвестна – со дня его выпуска.
Для сезонных товаров (одежды, обуви, меховых изделий и т.д.) сроки предъявления претензий исчисляются: с 1 апреля – для товаров летнего ассортимента, с 1 октября – осенне-зимнего.
Гарантийные сроки носки обуви исчисляются: зимней – с 15 ноября, весенней и осенней – соответственно с 1 марта и 15 сентября, летней – с 1 мая.
– Вопросы, касающиеся прав потребителей, настолько многогранны, что охватить их все, безусловно, невозможно. У каждого бывали свои недопонимания, курьёзы, конфликты, неприятные ситуации из-за правовой безграмотности. Где в таких случаях можно найти защиту?
– На Гомельщине свою деятельность в области защиты прав потребителей осуществляют: Гомельская городская и Жлобинская районная организации ОО «Белорусское общество защиты потребителей», Гомельское городское общественное объединение «Защита прав потребителей».
В нашем районе обратиться за поддержкой, разъяснениями, консультацией по данным вопросам жители могут в райисполком (каб. 2-7, тел.: 2-15-58).
Зная свои права и умело ими пользуясь, вы сможете не только защитить личные интересы, но и помочь близким, друзьям в проблемной ситуации.
Беседовала Валентина БЕЛЬЧЕНКО