Установлено, что аутизм выражается в снижении контактов ребёнка со взрослыми и сверстниками и проявляется в его «погружении» в собственный мир.
В дошкольном возрасте у детей возникают «необычные» интересы. Можно привести примеры увлечений дорожными знаками, печатными рекламами, водопроводными кранами, номерами телефонов, всевозможными условными обозначениями, словами на иностранных языках. При этом дети много фантазируют.
В дошкольном возрасте у малышей возрастает число неадекватных страхов. Многие боятся гулять по улице, ездить в транспорте, оставаться одни в квартире. Иногда ребёнок может испугаться кусочка мыла, пролитого на стол клея, киселя и т.д.
Аутичные дети зачастую боятся всего нового. Именно поэтому любая перестановка в доме, смена одежды, новая форма работы могут спровоцировать истерику. Стремление к «ритуалам», к стереотипному поведению и движениям – своеобразная защита аутичного ребёнка, который видит в окружающем угрозу. Наличие специфических страхов может объясняться тем, что такие дети воспринимают предметы не целостно, а на основе отдельных признаков.
В младшем школьном возрасте появляется или усиливается стремление к творческой деятельности, отмечается привязанность к некоторым значимым взрослым, но вместе с тем дети с диагнозом «аутизм» по-прежнему погружены в свои фантазии, проблемы. На уроках они чаще пассивны и невнимательны. Многие из них не могут учиться в массовой школе и переходят на домашнее обучение.
Организация работы с аутичным ребёнком требует большого терпения от родителей, педагогов и психолога. Взаимодействие с ним необходимо строить в зависимости от диагноза и реальных возможностей самого ребёнка.
Поскольку «аутизм» – медицинский диагноз, коррекционная работа должна проводиться комплексно группой специалистов: врачом, психологом, педагогами. Причём главная задача – не вылечить детей (поскольку это невозможно), а помочь им адаптироваться в обществе.
Светлана ОСИПОВА,
психолог УЗ «Брагинския ЦРБ»