Обогащение словаря ребёнка и развитие у него правильной речи – задача, которую родители могут решать ежедневно. И для этого не обязательно быть логопедом, вам не понадобятся сложные пособия и методики. Стоит лишь настроиться на серьёзную работу и внимательно посмотреть вокруг себя.
Предметом для домашних занятий могут стать любые предметы, явления природы, привычные дела. К примеру, перед вами – груша. Для начала можно устроить соревнование «Подбери словечко» (Груша какая? Сладкая, сочная, спелая, тяжёлая, вымытая). Игра пройдёт интереснее, если вы пригласите к участию других членов своей семьи, друзей ребёнка.
Во время прогулок полезно проводить наблюдения за сезонными изменениями в природе, растениями, птицами, животными, людьми, транспортом. Всё это обязательно нужно комментировать и обсуждать. Новые, незнакомые ребёнку слова следует объяснить, повторить несколько раз, научить понятно выговаривать.
Полезно вслушиваться в звуки улицы: шелест листьев, гудение машин, голоса птиц, шум ветра, дождя. Это развивает слуховое внимание. Ребёнку будут интересны игры «О чём рассказала улица?», «Кто позвал?», «Внимательные ушки». Рассматривание сезонных нарядов людей поможет расширить словарный запас по темам «Одежда» и «Обувь».
На кухне следует обращать внимание малыша на посуду, продукты питания, бытовую технику и т.д. При приготовлении завтрака, обеда или ужина рассказывайте ребёнку, какое будет блюдо и что для этого потребуется. Предлагайте для запоминания всё новые и новые слова. Называйте свойства (цвет, форму, размер, вкус) продуктов. Задавайте вопросы («Попробуй, какой получился салат?», «Что мы ещё забыли положить в суп?», «Какую морковку выберем?»). Называйте свои действия («нарезаю», «перемешиваю», «солю», «обжариваю») и показывайте ребёнку, что и как вы делаете. Подводите его к тому, чтобы он повторял ваши слова. Поручите ему посильную помощь по кухне. В деятельности речевой материал усваивается значительно быстрее и естественнее.
Пусть ребёнок рядом с вами занимается своей игрушечной посудой и продуктами, копирует ваши слова и действия.
На садовом участке открывается простор для работы по темам «Овощи», «Фрукты», «Насекомые», «Растения». Только здесь малыш усвоит значение глаголов «вскопать», «подрыхлить», «прополоть», «удобрить» и многих других. Даже если названия цветов или кустарников кажутся вам для него сложными, всё равно называйте их вслух. Постепенно эти слова перейдут и в активное употребление.
Развивайте в себе навыки воспитателя речи, и через короткое время вы почувствуете вкус этой увлекательной работы, увидите её плоды.
Наталья ГОРЮНОВА,
учитель-дефектолог ГУО «Брагинский районный ЦКРОиР»