В течение уже нескольких лет «одной меркой» проверяются и сравниваются знания абитуриентов из разных уголков Беларуси. На «языке централизованного тестирования» учатся говорить и преподаватели, и дети, и их родители. Каждому выпускнику, безусловно, очень хочется набрать максимальное количество баллов, чтобы поступить в вуз. Но как наладить понятный и успешный диалог между школьником и учителем перед серьёзным испытанием?
Опыт своей работы по подготовке учащихся к централизованному тестированию презентовал педагогический коллектив Храковичской средней школы, на базе которой состоялся семинар-практикум для директоров учреждений образования.
И действительно, есть чем поделиться и что взять на вооружение: за последние три года средний балл результатов централизованного тестирования (ЦТ) выпускников этой школы составлял от 30,5 в 2009-м до 43,8 в 2011-м, что выше областного показателя – 30,9. А по белорусскому и русскому языкам, математике, физике и биологии результаты ЦТ прошлого года превысили даже республиканские. В общем рейтинге учреждений среднего образования области Храковичская школа занимает 33 место из 442-х.
Участники семинара посетили факультативные занятия, на которых ведётся подготовка ребят к вступительной кампании. Заинтересовали присутствующих формы работы учительницы химии и биологии Ирины Пешкун. В прошлом выпускница этой школы, она приступила к педагогической деятельности только с сентября 2011 года после окончания Гомельского государственного университета им. Ф. Скорины, но уже сумела определить для себя путь подготовки учащихся к централизованному тестированию. Молодой педагог максимально применяет в образовательном процессе интернет-ресурсы. Часто уроки биологии она проводит в компьютерном классе, где используется выход в мировую сеть. Полученные знания закрепляются через онлайн-уроки, при выполнении тестовых заданий сразу же оценивается результат работы.
Раскрыли секреты своего профессионального мастерства Зоя Сапоненко, которая преподаёт белорусский язык и литературу, и Михаил Козаченко – математику и физику. Их ученики на протяжении трёх лет получают высокие баллы по централизованному тестированию. Заслуга в этом, по мнению учителей, в совместной целенаправленной деятельности как педагогов, так и учащихся, их родителей. Трудолюбие, настойчивость, самоконтроль – вот те черты характера, которые позволяют ребятам добиваться успеха. Ученики Зои Сапоненко набирают на ЦТ самые высокие баллы в районе: 67 – в 2011 году, 70 – в 2010-м. Михаил Козаченко, учитель высшей квалификационной категории, руководит межшкольным факультативом по математике, который посещают учащиеся Микуличской и Брагинской школ.
И ещё одной особенностью при подготовке ребят к вступительной кампании является то, что все выпускники Храковичской школы, которые планируют поступать в вузы и ссузы, участвуют в трёх этапах репетиционного тестирования. После тематического анализа ошибок каждый неправильный ответ разбирается совместно с учителем. Таким образом учащиеся восполняют пробелы в знаниях и получают дополнительную информацию, как справиться с тем или иным заданием, вызвавшим трудности.
Директор школы Николай Ящук и его заместитель по учебно-воспитательной работе Надежда Махнач стараются создать благоприятные условия для качественной учёбы. К сожалению, в учреждении пока нет мультимедийной установки, позволяющей проецировать презентации к урокам на стационарный экран. Но её планируют приобрести за средства, полученные детьми и сотрудниками школы за участие в посадке леса и сельскохозяйственных работах в КСУП «Чемерисский».
Профессиональный, творческий, эрудированный педагогический коллектив Храковичской СОШ готов оказать помощь начинающим коллегам района. Все учителя искренне переживают за неудачи учеников и гордятся победами своих выпускников: поступление в желаемое учебное заведение – лучшая награда за упорный, целеустремлённый, добросовестный труд на ниве образования.
Елена АСКЕРКО,
главный специалист отдела образования