Человек славен своим делом

Сельская гаспадарка

Каждому из нас в начале активной трудовой жизни судьба предлагает десятки, сотни, а то и тысячи дорог. А из них надо выбрать одну  и шагать прямо, не сворачивая ни вправо, ни влево, ни, тем более, назад. Хотя перекрёстков будет – хоть отбавляй. Да и прямизна – понятие относительное: дорога, если она проложена с умом, всегда обходит какие-то препятствия.


Мои сегодняшние герои, простые сельские труженики, лёгкого хлеба не ищут. Они с детства уже знают истинную цену ему, а потому свято почитают его и стараются работать так, чтобы на их домашнем столе было этого хлеба в достатке. И дороги их ведут далеко не в сказку. Хотя для меня, помнящего процесс доения коров тридцать лет назад и увидевшего его на современном молочном комплексе в деревне Маложине, казалось, что попал в сказку. Было как раз время дневной дойки. В хорошо освещённом доильном зале – стерильная чистота. Отсутствует тот характерный резкий кисловатый запах, хорошо знакомый каждому сельскому жителю. Весь процесс дойки полностью автоматизирован, поэтому   коров, а их 720 голов, доят только два оператора машинного доения – Валентина Черненок и Анна Свириденко. Работают здесь с начала открытия комплекса. Доильная установка – как конвеер современного предприятия. С одной стороны её коровы с сарая заходят в специально оборудованные для их места – ровно столько, сколько доильных приборов. Возле каждого прибора висит душ-шланг для обмывания сосков. Проделав предварительные манипуляции по подготовке коровы к доению, оператор подключает доильный прибор. Хорошо видно, как молоко побежало по молокопроводу в холодильник. Загораются красные огоньки приборов, сигнализирующие о том, что процесс доения завершён. Вся партия коров через выход отправляется в сарай на свои места, а их места сразу занимает следующая. И никаких тебе бидонов и вёдер, которые раньше, надрывая животы, тягали доярки. И зарплата достойная.На улице зима – не самая подходящая для большого молока пора года, а, как сказала Анна Григорьевна, около трёх миллионов рублей за прошлый месяц получила.


Само собой разумеется, что зарплата оператора зависит от молока. А чтобы его было много, одних усилий этих женщин недостаточно. Нужна хорошо продуманная системная работа всего животноводческого комплекса хозяйства. И в первую очередь – селекционная работа.


Одним из лучших операторов по искусственному осеменению сельскохозяйственных животных в хозяйстве заместитель директора Михаил Колесан назвал Ивана Малого. Он выполняет эту работу по совместительству. Основная  – бригадир фермы. 


– Иван Иванович, откуда такая любовь к животным, – задаю ему вопрос, видя, с какой любовью он подходит к каждому телёнку. – С детства?


– Да нет. В детстве меня всё больше к технике тянуло. А когда я оканчивал школу, работавший тогда председателем колхоза Шевчук уговорил поступать в Речицкий совхоз-техникум. У председателя тогда была мечта внедрить в хозяйстве выведение новых пород скота при помощи зигот. Вот он и зажёг во мне эту искорку. Уж очень заманчиво было вывести породу коров, которые бы давали молока больше, чем какие-то голландские. Техникум окончил в 1988 году и с тех пор работаю в родной деревне. Сейчас учусь заочно в сельскохозяйственной академии. Работа моя мне нравится. Думаю со временем воплотить в жизнь мечту бывшего нашего председателя, которая стала и моей.


– Сколько ваш комплекс надоил молока за год?


– Надоили 3423 тонны, а реализовали 2907 тонн.


– А что нового в работе зоотехника-селлекционера появилось в последнее время?


– Сейчас на комплексе каждая корова имеет свой чип, с которого вся информация считывается на компьютер. Соответственно этой информации принимаются решения. А раньше об этом разве только пофантазировать можно было.
Конечно, современными доильными залами, электронными чипами, системой видеонаблюдения сразу не оснастишь все фермы, но, во всяком случае, там, где руководство предприятия и коллективы ферм к этому стремились, то там созданы для операторов машинного доения, животноводов вполне хорошие условия, чтобы не только нормально работать, но и получать достойную зарплату.


На ферме в Алексеевке нет современных электронных приборов, но там есть замечательные и ответственные работники, такие как её заведующий Владимир Прищепов, животновод Андрей Костин, доярки Елена Паникэ, Анна Богуш.


– Где мне разыскать Андрея Костина, – спрашиваю у молодого паренька, рабочего фермы.


– Он там, в этом сарае, – показывает на самый ближний от меня сарай.
Высокий, усатый, моложавый мужчина стоял возле самого маленького телёнка, который доверчиво тянул свою мордочку к руке мужчины. «Усатый нянь», – не знаю, от чего промелькнула такая мысль. Быстрее всего, что сразу взгляд выхватил из глубины сарая чистых, хорошо накормленных, резвых телят. Их было много, черно-пёстрых, стоящих в клетках, что зарябило в глазах. Досмотренные. Не в каждом детском садике детей няни-женщины так смотрят, как этот мужчина глядит за своими питомцами.


– Сколько их у Вас, – поздоровавшись, спросил я у Андрея Петровича.


– Здесь 200. А ещё сто голов тёлок стоит в кошаре.


– И Вы один за ними ухаживаете?


– Я кормлю, подстилаю, а навоз из клеток вычищают другие.


– Как же Вы успеваете всё это делать, да ещё так качественно? – спрашиваю Андрея, помня о том, что у него довольно-таки высокие привесы (706 граммов в сутки). 


– В пять утра я уже на работе, и до четырёх, а иногда и позже. Уже втянулся. Раньше работал трактористом, но после того, как травмировал кисти рук, пришлось вид деятельности поменять. И ничего, понравилось.


Гляжу на этого жизнерадостного человека и невольно восхищаюсь им. Сколько трудолюбия, сколько желания доказать и себе, и остальным, что он ничуть не хуже остальных. На лошади и телеге, которые являются его собственностью (не ксуповских!), развозит корма. А летом ещё и свой трактор задействует. И главное, что совсем не употребляет спиртного.


– После того как утонула моя жена, оставив на моих руках маленькую дочь, Дашу, сейчас ей уже девять лет и она учится в четвёртом классе, я забыл, что такое «чарка». Мне надо дочь смотреть, на жизнь зарабатывать.


– Утром Вы на работе, а кто девочку в школу собирает?


– Моя мама, Любовь Григорьевна.


Человек славен своим делом, преданностью ему. О таком мы говорим, что он на своём месте. Оставь он это место – и глядишь, как быстро он потускнеет и зачахнет.


Юлия Лутченко, одна из лучших операторов машинного доения на Дублинской молочнотоварной ферме, семь лет уже на пенсии, а продолжает работать. Её коллеги ей частенько говорят, что вот когда мы пойдём на пенсию, то ни дня работать не будем. На что сама Юлия Ивановна лишь задумчиво улыбается – кто-кто, а она уже попробовала посидеть дома на пенсии. Душа горела, на работу сила неведомая звала. Не долго терпела, пару месяцев – тихая жизнь пенсионера закончилась. Теперь она в своей стихии. Даст фору и молодым. А главное – нет лучшего учителя, чем живой пример. 46 коров, которых она доит, Юлия Ивановна знает не только всех по именам, но и характер каждой. Знает, кто из подопечных сегодня нуждается в тёплом, ласковом слове, а к кому и более строго подойти.


На этой же ферме работает ветфельдшером молодой специалист Мария Харько. Газета о ней уже писала, когда только по распределению она прибыла в район. Что же изменилось в жизни этой удивительной, обаятельной девушке. Помню, в школе она была очень трудолюбивой и исполнительной ученицей, очень аккуратной и спокойной девочкой.


– Как тебе, Маша, работается? Помогают ли тебе профессионально стать на ноги старшие твои коллеги, руководители хозяйства?


– Я работаю в Дублине уже два месяца. Мне очень нравится. Замечательный коллектив. Занимаюсь лечением и вакцинацией коров и телят. Очень существенную помощь мне оказывают Елена Воробей, ветврач Брагинской ветлечебницы, и Алексей Черненок, главный ветврач хозяйства. В ноябре руководство хозяйства мне выделило дом со всеми удобствами здесь, в Дублине. Зарплата меня устраивает.


Это только некоторые мгновения-фрагменты из жизни большого коллектива тружеников КСУП «Маложинский». Здесь всегда находится место и хорошему трактористу, и оператору машинного доения и всем, кто с ответственностью подходит к своей работе. Их труд замечается и ценится. Поэтому, если уж кто-то ступил именно на эту дорогу, то уже и иди по ней, не сворачивая, прямо и прямо. Глядишь – что-то обязательно толковое выйдет.


Николай ЧЕРНОБАЙ