4 ноября — осенний праздник Казанской иконы Божией Матери

Грамадства

Казанская икона Божией Матери пользуется беспримерным почитанием. Обычно именно этой иконой благословляют молодых к венцу,  её  вешают у детских кроваток, чтобы кроткий лик Богородицы с любовью смотрел на юных христиан. Она – незыблемое напоминание о милости Богородицы к русской земле, о заступничестве Её за страну в тяжелейшие годы и испытания.


Уже на следующий день после взятия Казани войском царя Иоанна Васильевича в 1552 году монаршим повелением заложен был собор во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, а спустя год учреждена Казанская епархия и прислан первый казанский владыка, святитель Гурий. Но спустя четверть с лишним века, в 1579 году, страшный пожар опустошил половину казанского кремля с прилегающей к нему частью города. И магометане заговорили, будто это русский Бог немилостив к людям и пожаром показал Свой гнев на них. «Вера Христова, – замечал летописец, – стала притчею и поруганием». Именно тогда и явил Господь милосердие Своё. Девятилетней девочке, стрелецкой дочери Матрёне явилась во сне Богородица и повелела искать на пепелище сгоревшего дома Свою икону. Девочке долго не верили, но вот 8 июля по христианскому летоисчислению, устав от бесплодных хождений по градским властям, мать Матрёны сама взяла заступ и нашла на указанном Царицей Небесной месте икону, завёрнутую в ветхий рукав мужской одежды из вишнёвого сукна. Лик Пречистой был светел и ясен, словно икона  только что написана. Образ торжественно перенесли в приходскую церковь Николы Тульского.


Всё время, пока первообраз Казанской красовался в соборе Богородицкого монастыря, России ничто не угрожало с востока. А как только он пропал, страну постигло поражение в русско-японской войне 1905 года, которая стала одним из первых ударов, за двенадцать последующих лет расшатавших и разрушивших великую империю. Но любые смутные времена по милости Божией кончаются. Когда пресеклась благочестивая династия Рюриковичей, наступило междуцарствие, сопровождавшееся насилиями, расхищением казны, распадом государственности и многими бедами. И когда, уповая на Господа и молитвы Его Матери, люди взялись спасать Россию, то земская рать несла с собой список с иконы Казанской Богородицы. 22 октября 1612 года (по старому стилю) православное воинство вошло в московский Кремль, и этот день также посвящён Казанской иконе.


Устрашённые ополчением Минина и Пожарского, поляки бежали из Москвы. В первый же воскресный день земская рать и все обитатели столицы совершили торжественный крестный ход на Лобное место с этой Казанской иконой, в чьей чудотворной силе они воочию убедились. Для неё и был выстроен на Красной площади Казанский собор.


Когда Александр I назначил главнокомандующим Кутузова, фельдмаршал перед отъездом в действующую армию специально отправился помолиться в Казанский собор перед чудотворной. Народ взывал к полководцу: «Прогони французов!».


А донские казаки, отбив у французов награбленное теми в московских церквах серебро, поднесли его в дар Казанской – в соборе стоял литой из этого серебра иконостас с надписью «Усердное приношение Донского войска». Тут же, у величественной колоннады собора, были воздвигнуты монументы Кутузову и Барклаю.


Как в капле воды отражается  солнце, так и в многочисленных иконах Казанской Богородицы отразился образ Той, чьим заступничеством спасалось и спасается Отечество наше. И никогда не умолкает в нём тропарь Казанской иконе:


«Заступница усердная, Мати Господа Вышняго!


За всех молиши Сына Твоего, Христа Бога Нашего, и всем твориши спастися, в державный Твой покров прибегающим. Всех нас заступи, о Госпоже, Царице и владычице, иже в напастех и в скорбех и в болезнех обременённых грехи многими, предстоящих и молящихся Тебе умилённою душою и сокрушённым сердцем пред пречистым Твоим образом со слезами, и невозвратно надежду имущих на Тя, избавления всех зол, всем полезная даруй, и вся спаси, Богородице Дево: Ты бо еси Божественный покров рабом Твоим».