Основополагающим документом, регулирующим права потребителей в сфере жилищно-коммунальных услуг, является Закон Республики Беларусь от 16.07.2008 года «О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг».
В данном нормативно-правовом акте чётко определены основные понятия сферы ЖКХ. Он, своего рода, является хорошим справочником, как для потребителя услуг ЖКХ, так и для тех, кто их предоставляет. В нашем районе такие услуги оказывает коммунальное жилищное унитарное предприятие «Брагинское».
Какие основные понятия в сфере жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ) сформулированы в Законе? В статье 1 впервые определён сам термин «жилищно-коммунальные услуги».
ЖКУ – это деятельность, направленная на поддержание, восстановление надлежащего санитарного, технического состояния жилых домов, жилых и вспомогательных помещений, придомовой территории. Здесь же говорится о том, что ЖКУ должны быть качественными, т.е. способными удовлетворить потребности жильцов в функциональной пригодности, надёжности жилья, безопасности условий проживания. Недостатком ЖКУ признаётся их несоответствие техническим нормативным правовым актам (ГОСТам, строительным правилам и нормам и т.п), условиям договора на оказание ЖКУ.
В соответствии со статьёй 6 Закона потребитель имеет право на:
- удовлетворение потребностей в ЖКУ;
- безопасность ЖКУ;
- информацию об исполнителе и оказываемых им услугам;
- просвещение исполнителя в области защиты прав потребителей ЖКУ;
- надлежащее качество ЖКУ;
- возмещение убытков, вреда, причинённых жизни, здоровью и (или) имуществу потребителя вследствие неоказания ЖКУ либо оказания их с недостатками;
государственную, включая судебную, защиту своих интересов.
КАКИЕ ВИДЫ УСЛУГ ПРЕДУСМАТРИВАЮТСЯ?
Закон выделяет основные и дополнительные ЖКУ. Основные оказываются в обязательном порядке. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27.01.2009г. №99 установлены следующие основные жилищно-коммунальные услуги:
- техническое обслуживание многоквартирного дома;
- холодное и горячее водоснабжение;
- водоотведение и канализация;
- централизованное газоснабжение;
- электроснабжение;
- централизованное теплоснабжение;
- пользование лифтом;
- вывоз и обезвреживание твёрдых бытовых отходов.
Определено в статье 4 Закона и понятие «техническое обслуживание». Оно включает эксплуатацию и текущий ремонт общего имущества жилых домов, уборку и освещение вспомогательных помещений жилых домов, придомовой территории, также ремонт усовершенствованных покрытий проездов, уход за зелёными насаждениями.
ЧТО ТАКОЕ ДОГОВОР НА ОКАЗАНИЕ ЖКУ?
Газо-, электро- и теплоснабжение осуществляются на основании самостоятельных договоров. Всё остальные услуги — в соответствии с договором на оказание ЖКУ (ст. 13). Данный договор будет типовым, что позволит защитить интересы потребителя от произвольного установления исполнителем условий договора.
Необходимо включать в договор пункт о сроке, в течение которого исполнитель должен оказать услугу.
ВОЗМОЖНЫ ЛИ ПЕРЕРЫВЫ В ПРЕДОСТАВЛЕНИИ КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ?
Возможны, но при наличии следующих оснований (статья 16):
- проведение плановых или по заявках жильцов ремонтных и профилактических работ;
- наступление межотопительного периода;
- наличие задолженности по оплате коммунальных услуг;
- при ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий.
В случае планируемого перерыва в оказании коммунальных услуг вам должны сообщить об этом не позднее, чем за 3 дня до начала перерыва. В сообщении указываются причина и срок перерыва. Также в этом случае должен быть произведён перерасчёт оплаты за оказание услуг.
Исполнитель обязан (статья 17):
- обеспечивать своевременное и качественное предоставление ЖКУ;
- рассматривать требования потребителей в связи с неоказанием ЖКУ либо оказанием их с недостатками, вести их учёт;
- своевременно и за свой счёт выполнять работы по устранению выявленных недостатков ЖКУ, которые возникли по его вине.
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ВАМ НЕ ОКАЗАЛИ ЖКУ ИЛИ ВЫ НЕУДОВЛЕТВОРЕНЫ КАЧЕСТВОМ УСЛУГИ?
В этом случае статья 20 Закона предоставляет вам право обратиться напрямую к исполнителю или в аварийно-диспетчерскую службу – письменно или по телефону. Если вы делаете заявку по телефону, вам должны сообщить фамилию и должность лица, принявшего заявку, а также регистрационный номер сообщения.
Прибывший работник исполнителя составляет претензионный акт и при наличии технической возможности с вашего согласия незамедлительно устраняет недостатки. Вы вправе подписать акт со своими оговорками или вообще отказаться от его подписания. В последнем случае работник делает об этом запись в акте. Если сразу устранить недостатки ЖКУ невозможно, то устанавливается приемлемый срок для устранения недостатка, либо вам направляется мотивированный письменный отказ в удовлетворении ваших требований.
В любом случае, недостаток услуги должен быть устранён в течение одного месяца со дня предъявления требования, если иной срок не установлен по соглашению сторон.
КАКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ УСТАНОВЛЕНА ЗАКОНОМ ЗА НАРУШЕНИЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ?
В случае подтверждения исполнителем неоказания жилищно-коммунальной услуги или оказания её с недостатками потребитель вправе отказаться от такой услуги, требовать возврата платы за оказанную услугу, либо уменьшения размера платы, либо повторного оказания ЖКУ, если это технически возможно (ст.20, части 6-7).
В случае нарушения прав потребителя ЖКУ вы имеете право на возмещение причинённых убытков в полном объёме, включая дополнительные расходы.
Вы имеете право также требовать компенсацию морального вреда (независимо от возмещения имущественного вреда). Размер моральной компенсации определяется судом.
Защиту прав потребителей ЖКУ, в частности, рассмотрение обращений, направление предписаний о прекращении нарушений прав и т.д. осуществляет Министерство торговли (статья 23).
ВЫ ТАКЖЕ МОЖЕТЕ ОБРАТИТЬСЯ В СУД
Например, если вы требуете произвести текущий ремонт подъезда, вы можете воспользоваться статьёй 6 (предусматривает право на удовлетворение потребностей, надлежащее качество услуг, возмещение убытков и вреда, право на судебную защиту), статьёй 12 (право на надлежащее качество ЖКУ, соответствующее нормативно-правовым стандартам), статьёй 18 (право на своевременное устранение выявленных недостатков, получение в полном объёме и своевременное оказание качественных услуг), статьёй 22 (возмещение убытков и вреда, моральной компенсации).
В общем, изучайте Закон и используйте его при защите своих прав.
Отдел идеологической работы райисполкома