На выбор моей профессии большое влияние оказала учительница русского языка и литературы Брагинской СШ Валентина Ивановна Приходько. Она учила нас ещё в здании старой школы, где сейчас находится музей. Помню, как на первых же уроках Валентина Ивановна великолепно читала нам русские сказки, а мы их инсценировали.
В школьной программе за столько лет не поменялись любимые строки для заучивания наизусть: «Однажды, в студёную зимнюю пору…», «Буря мглою небо кроет», «Мороз и солнце; день чудесный…», «Белеет парус одинокий…», «Тучки небесные, вечные странники…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Заметался пожар голубой…» Мы всё это учили с явным удовольствием и всегда получали хорошие отметки.
Когда школа переместилась в новое здание, детей в ней прибавилось, как и учителей. Валентина Ивановна по-прежнему преподавала у нас русский язык и литературу. Она пела на уроках романсы на слова Сергея Есенина – и мы просто цепенели от восхищения и задерживали дыхание, чтобы не пропустить ни одного слова. Она учила нас писать сочинения, а лучшие собирала в заветную тетрадочку и, конечно, умела рассмотреть в мальчиках и девочках литературный талант. Кстати, доктор филологических наук, уроженец Брагинщины, бывший ученик Брагинской средней школы, а ныне преподаватель Гомельского государственного университета имени Ф. Скорины Владимир Иванович Коваль тоже многому научился у неё.
В 6 или 7 классе я часто бегала к ней домой, потому что дружила с её дочкой Ириной, и Валентина Ивановна разрешала мне проверять тетради. Дом этой семьи всегда был ухожен, на окошках цвела герань, упитанный кот лениво поднимал голову при стуке калитки. Иногда мы пили чай с вареньем, а муж Валентины Ивановны деликатно за ней ухаживал.
Она любила элегантно одеться и, вообще, была большой оригиналкой в выборе аксессуаров. Однажды мы с моей взрослой дочерью Ириной, которой я очень много и тепло рассказывала о своих добрых учителях, пошли на рынок в Брагине. День был серый, палатки промокли от дождя, но народ всё равно сновал между торговых рядов в поисках нужной покупки. Всё тускло, блекло, нет ни намёка на то, что тучи скоро развеются и выглянет солнце. И вдруг недалеко нарисовался яркий малиновый зонт и громко зацокали каблуки. У Валентины Ивановны было едва уловимое движение поправлять причёску, по которому я и поняла, что эта почтенная дама может быть только моей учительницей русского языка. Так и оказалось. Она из каждого дня умела сделать праздник. Редкое качество.
В послечернобыльский период Валентина Ивановна получила квартиру в Гомеле как одна из пострадавших, где и доживала свой век с внучкой. Изредка она приезжала в Брагин, и эти визиты оживляли её, потому что на каждой улице в городском посёлке жили её ученики, и она бесконечно рада была повидаться с ними. Теперь её уже нет с нами, но свет её души долетает до нас с небес, и когда я рассказываю об этом человеке школьникам, мне всегда делается легко и спокойно, потому что бываю в своём детстве и неповторимой юности.
…Учительская профессия – это костёр, в который мы бросаем частичку своей души. И искры от него потом бережно несут в себе дети, которых мы учили.
Такую искорку я и получила от Валентины Ивановны.
Наталья ЧЕРНОБАЙ,
учительница ГУО «Чемерисский детский сад – средняя школа»