Мы можем! От синдрома Чернобыля к энергии жизни

«МЫ МОЖЕМ!» Важнае Грамадства Праекты "МП" - 2024 Проекты "МП"

Полынный 1986 провёл очередную полосу раздела новейшей истории: до аварии на ЧАЭС и после неё. И если до 90-х с последствиями техногенной беды мирового масштаба боролись всем СССР, то последнее десятилетие века стало очередным испытанием для Беларуси. Страна осталась практически один на один с постчернобыльскими проблемами. Из значимой международной поддержки – организация оздоровления детей за рубежом. Но никто не собирался помогать восстанавливать наши территории, налаживать жизнь на отселённой и уже частично заброшенной земле.

В зоне внимания

Более 70% радиоактивной пыли, поднявшейся от горящей АЭС, выпало на Беларусь. Это подорвало экономический потенциал страны. В зоне загрязнения оказались 3678 населённых пунктов, 479 из них прекратили существование.

С пострадавших от чернобыльской катастрофы территорий было отселено 137,7 тыс. человек, 75% из них – жители Гомельской области. Одновременно многие самостоятельно покинули малую родину. Это – минус трудовой потенциал.

А земли, леса, присыпанные пеплом Чернобыля? Президент страны Александр Лукашенко понимал, что нельзя позволить потерять четверть территории республики. Тогда казалось: загрязнённая территория исключена из экономики навсегда. Только из хозяйственного оборота в 1986 году выведено 265 тыс. гектаров (около 15 процентов) угодий.

Как оценить реальный ущерб? Вряд ли мы это сможем сделать сейчас. И если об экономических потерях знаем, то редко встречаются данные о том, какие полезные ископаемые остались в загрязнённой земле. В 1986-м были приостановлены разведочные работы на перспективных для газа и нефти площадях. Озвучен и предполагаемый объём добычи: около 52 миллионов тонн. И только в последние годы по поручению Главы государства возобновился поиск новых месторождений. И их находят. А строительные пески и предназначенные для производства стекла, гравий и глина, торф и мел? Их потеря для экономики невосполнима – труднодоступные территории ПГРЭЗ уже просто не подпустят к себе.

К наиболее пострадавшим отнесён 21 район республики: три в Брестской области, тринадцать – в Гомельской, пять – в Могилёвской.

Законодательная база

Даже по прошествии более тридцати лет трудно представить, какие объёмы и направления деятельности предстояли. «Разработана законодательная база» – скупо пишут в отчётах. Но это целый пласт работы, проведённой с одной целью – защитить человека и свою землю.

«О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий», «О правовом режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О радиационной безопасности», Указ Президента Республики Беларусь №156 «О приоритетных направлениях научной, научно-технической и инновационной деятельности на 2021–2025 годы» – эти и другие законодательные акты направлены на поддержку населения, реабилитацию территорий, уменьшение радиационного воздействия на человека.

Сейчас в стране реализуется уже шестая Государственная программа по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на 2021–2025 годы, работает и очередной, совместный с Россией, союзный документ.

Наука и практика

Это была беда, о которой мы мало знали: невидимая и неслышимая, неосязаемая. Но с ней предстояло бороться, а последствия – преодолевать. В первую очередь следовало ответить на целый ряд вопросов: при каких условиях на этих землях возможно проживание, ведение сельского и лесного хозяйства. Решение проблем радиационной защиты населения, уменьшение доз облучения, социально-экономическое развитие пострадавших регионов, получение «чистой» продукции – перед учёными и практиками стояли конкретные задачи.

В их решении задействовали РНИУП «Институт радиологии», ГНУ «Институт радиобиологии Национальной академии наук Беларуси», «Институт социологии Национальной академии наук Беларуси», «Институт почвоведения и агрохимии», ГНПО «Научно-практический центр Национальной академии наук Беларуси по биоресурсам», «Республиканский научно-практический центр радиационной медицины и экологии человека» и др.

Был реализован комплекс научно обоснованных организационных, агротехнических, агрохимических, зооветеринарных и технологических мероприятий. Как результат – получаем в общественном секторе и в личных подсобных хозяйствах растениеводческую и животноводческую продукцию, соответствующую республиканским и международным нормативам содержания радионуклидов. При этом возвращены в пользование ранее выведенные из сельскохозяйственного оборота земли. Немаловажно и то, что обеспечены радиационная защита и безопасные условия труда работников многих отраслей.

Защитить своих граждан

И всё-таки основное – социальные гарантии. Как и всегда в Беларуси. Мы к этому привыкли, считаем нормой, но ведь не во всех странах так.

Что в далеко не полном перечне гарантий государства? В Беларуси оказывается целый комплекс медицинских услуг, направленных на сохранение, укрепление и восстановление здоровья жителей пострадавших районов. Это медицинская профилактика, диагностика, лечение, оздоровление и санаторно-курортное лечение населения.

Чтобы обеспечить организации, расположенные на пострадавших территориях, высококвалифицированными кадрами, закрепить их, молодым специалистам предоставляется жильё плюс выплата надбавок к должностным окладам и единовременные пособия.

Есть и преференции в виде выплат при заключении пятилетних контрактов – это уже только в отраслях, где был наиболее острым кадровый голод.

А ещё – газификация районных центров и деревень, строительство и развитие объектов здравоохранения и образования, благоустройство населённых пунктов. Так, в республике проложено свыше 3,9 тыс. километров газопроводов, газифицировано более 22,8 тыс. индивидуальных жилых домов.

Отдельно – о строительстве станций обезжелезивания и обеспечении населения качественной питьевой водой. Общеизвестно, что на селе использовались открытые источники водоснабжения – колодцы, которые также были загрязнены. Я помню сводки районного ЦГЭ о превышениях РДУ-86 в продуктах питания. Можно было сделать анализ любой продукции по просьбе населения. Но обязательный «госзаказ» – вода, молоко (многие держали коров на подворьях), дары леса. В случаях превышения информировали население, обеспечивали чистыми кормами, предупреждали об опасности грибов и ягод. И прокладывали водопроводы. В первые постчернобыльские годы в Беларуси их проведено более 2,2 тыс. километров.

Наши дети бесплатно оздоравливаются. Двенадцать центров, оснащённых современным медицинским оборудованием, круглый год принимают группы разных возрастов, начиная от дошкольников.

У будущих мам – более длительный оплачиваемый листок нетрудоспособности. Предусмотрено увеличенное на 50% пособие по уходу за ребёнком до достижения им трёх лет.

Что обычно остаётся за кадром? Известкование кислых почв, внесение в повышенных дозах калийных и фосфорных удобрений, перезалужение и, как результат, получение кормов с низким содержанием радионуклидов, создание пастбищ для скота из личных хозяйств.

И это не всё. Людей переселяли, а значит, надо было обеспечить все условия. За период с 1986 года построено 239 посёлков с необходимой инфраструктурой. В общей сложности около семидесяти тысяч квартир и домов усадебного типа встретили вынужденных новосёлов.

С начала 1990-х я живу в районе, который стал самым загрязнённым радионуклидами в результате аварии на ЧАЭС. Здесь выросли мои дети, уже коренные брагинчане, родились внуки. Я вижу, как за эти годы изменилось мировоззрение и мироощущение земляков: от безысходности и растерянности – к спокойной уверенности в возможностях страны и собственных силах. Справиться с последствиями самой крупной техногенной катастрофы человечества, вернуть к жизни значительные территории, защитить своих граждан МЫ МОЖЕМ!

Галина ШЕВЧЕНКО

Самыя цікавыя і важныя навіны шукайце ў нашых сацыяльных сетках: TikTok,   Instagram,   VK,   Одноклассники,   Telegram,   Facebook,  Youtube.