Дети леворукие, медлительные или гиперактивные, дети с нарушениями нервно-психической сферы и с расстройствами аутистического спектра… При всех очевидных различиях их объединяют общие закономерности развития мозга и проблемы подготовки к школе. В помощь родителям физиолог Марьяна Безруких написала книгу о том, как и чем лучше заниматься с особенным дошкольником.
В книге «Ваш особенный ребенок идет в школу» физиолог отмечает, что многие родители стремятся форсировать развитие своего «отстающего» ребенка, что тоже может стать ошибкой. Лет до пяти ребенку прежде всего необходимо доброжелательное и спокойное общение. С ним нужно больше играть, ему следует чаще читать, рассказывать, объяснять, не превращая разговоры в уроки.
Единых, стандартных рекомендаций по развитию и методике для подготовки к школе нет. Однако эксперт описывает некие общие правила взаимодействия с особенными детьми:
- Не ждите быстрого результата, не делайте ставку на современные «инновационные» методики «тренировки (развития) мозга».Развитие и подготовка к школе особенных детей — путь с остановками, иногда длительными, на каждой ступеньке. Это остановки для накопления новых знаний и освоения новых игр, получения опыта общения и взаимодействия.
- Не настаивайте и не заставляйте ребенка делать то, от чего он активно отказывается.Попробуйте заинтересовать через игру.
- Будьте понятны и последовательны во всех своих требованиях.Объясняйте то, чего требуете.
- Предоставляйте ребенку простые альтернативные варианты для выбора(еды, одежды, игры, деятельности), не решайте за него все.
- Не делайте ничего за ребенка, делайте вместе с ним.Не отталкивайте, не отстраняйтесь, привлекайте к домашним делам и учите ухаживать за собой, складывать и разбирать свои вещи и игрушки и т. п. Совместная работа «по мелочам», даже без видимого результата, и есть тот маленький ежедневный опыт, который суммируется, и результирующий эффект проявляется обязательно. Правда, не сразу.
- Поощряйте, помогайте ребенку учиться взаимодействовать со сверстниками, проигрывайте ситуации общения, многократно говорите речевые формулы знакомства, прощания, вступления в игру, просьбы и т. п.
- Разговаривайте с ребенком, а не давайте отрывистые указания(«садись», «ешь», «одевайся» и т. п.). Спрашивайте и отвечайте на все вопросы, рассказывайте и внимательно слушайте, не проявляйте нетерпения, даже если рассказ прерывается жестами и междометиями, а слов не хватает.
- Читайте регулярно небольшие тексты.Важно не сколько времени вы читали, а сколько и как обсуждали прочитанное.
И, главное, помните, что у каждого особенного ребенка есть не только трудности, но и преимущества, которые способны компенсировать многие проблемы и стать основой для его будущих успехов.
Важно, чтобы неудачи дошкольного детства не сформировали нерешительного и тревожного ребенка, всего боящегося и уверенного в том, что ничего не получится, привыкшего к тяжелому вздоху, огорчению и укору в ваших глазах. Вместе с вами он должен научиться радоваться преодолению и любому новому шагу, действию, опыту.
Детский организм адаптивен, а мозг пластичен, поэтому многие проблемы развития преодолимы.
Самыя цікавыя і важныя навіны шукайце ў нашых сацыяльных сетках: TikTok, Instagram, VK, Одноклассники, Telegram, Facebook, Youtube.