Как готовить к школе особенного ребёнка — советы даёт учитель-дефектолог Брагинской СШ Людмила Федоренко

Грамадства

Дети леворукие, медлительные или гиперактивные, дети с нарушениями нервно-психической сферы и с расстройствами аутистического спектра… При всех очевидных различиях их объединяют общие закономерности развития мозга и проблемы подготовки к школе. В помощь родителям физиолог Марьяна Безруких написала книгу о том, как и чем лучше заниматься с особенным дошкольником.

В книге «Ваш особенный ребенок идет в школу» физиолог отмечает, что многие родители стремятся форсировать развитие своего «отстающего» ребенка, что тоже может стать ошибкой. Лет до пяти ребенку прежде всего необходимо доброжелательное и спокойное общение. С ним нужно больше играть, ему следует чаще читать, рассказывать, объяснять, не превращая разговоры в уроки.

Единых, стандартных рекомендаций по развитию и методике для подготовки к школе нет. Однако эксперт описывает некие общие правила взаимодействия с особенными детьми:

  1. Не ждите быстрого результата, не делайте ставку на современные «инновационные» методики «тренировки (развития) мозга».Развитие и подготовка к школе особенных детей — путь с остановками, иногда длительными, на каждой ступеньке. Это остановки для накопления новых знаний и освоения новых игр, получения опыта общения и взаимодействия.
  2. Не настаивайте и не заставляйте ребенка делать то, от чего он активно отказывается.Попробуйте заинтересовать через игру.
  3. Будьте понятны и последовательны во всех своих требованиях.Объясняйте то, чего требуете.
  4. Предоставляйте ребенку простые альтернативные варианты для выбора(еды, одежды, игры, деятельности), не решайте за него все.
  5. Не делайте ничего за ребенка, делайте вместе с ним.Не отталкивайте, не отстраняйтесь, привлекайте к домашним делам и учите ухаживать за собой, складывать и разбирать свои вещи и игрушки и т. п. Совместная работа «по мелочам», даже без видимого результата, и есть тот маленький ежедневный опыт, который суммируется, и результирующий эффект проявляется обязательно. Правда, не сразу.
  6. Поощряйте, помогайте ребенку учиться взаимодействовать со сверстниками, проигрывайте ситуации общения, многократно говорите речевые формулы знакомства, прощания, вступления в игру, просьбы и т. п.
  7. Разговаривайте с ребенком, а не давайте отрывистые указания(«садись», «ешь», «одевайся» и т. п.). Спрашивайте и отвечайте на все вопросы, рассказывайте и внимательно слушайте, не проявляйте нетерпения, даже если рассказ прерывается жестами и междометиями, а слов не хватает.
  8. Читайте регулярно небольшие тексты.Важно не сколько времени вы читали, а сколько и как обсуждали прочитанное.

И, главное, помните, что у каждого особенного ребенка есть не только трудности, но и преимущества, которые способны компенсировать многие проблемы и стать основой для его будущих успехов.

Важно, чтобы неудачи дошкольного детства не сформировали нерешительного и тревожного ребенка, всего боящегося и уверенного в том, что ничего не получится, привыкшего к тяжелому вздоху, огорчению и укору в ваших глазах. Вместе с вами он должен научиться радоваться преодолению и любому новому шагу, действию, опыту.

Детский организм адаптивен, а мозг пластичен, поэтому многие проблемы развития преодолимы.

Самыя цікавыя і важныя навіны шукайце ў нашых сацыяльных сетках: TikTok,   Instagram,   VK,   Одноклассники,   Telegram,   Facebook,  Youtube.