Прививаться или нет? Этот вопрос задаёт себе каждый. Медики давно отвечают на него утвердительно. 20 октября прошёл вебинар «СМИ против COVID–19».
Как было отмечено, первая волна COVID–19 стала неожиданностью для каждого. Люди столкнулись с потоком незнакомой для них информации о мерах предосторожности, способах лечения и противодействия распространению вируса. В течение последующих месяцев мир адаптировался к новой реальности. Однако многие начали пренебрегать правилами безопасности и перестали обращать внимание на последствия пандемии. Это привело к тому, что четвёртая волна оказалась более масштабной, чем прогнозировали специалисты.
Во время пандемии вакцинация жизненно необходима. Ведь это простой, безопасный и эффективный способ защиты от COVID–19 до того, как человек вступит в контакт с возбудителями болезни. Прививка задействует естественные защитные механизмы организма для формирования устойчивости к ряду инфекционных заболеваний и делает иммунную систему сильнее.
Вакцинироваться следует из двух главных соображений: чтобы защитить себя и окружающих. Ведь некоторым людям – например, новорождённым и тем, кто тяжело болен или имеет определённые виды аллергии, – прививки могут быть противопоказаны. И их защита от болезней целиком и полностью зависит от вакцинирования окружающих.
Прививка как спасение
– На 18 октября 2021 года в мире введено более 6,5 млрд доз вакцины против COVID–19. Это беспрецедентная кампания по вакцинации, возможно, одна из наиболее больших за всю историю общественного здравоохранения, – сообщила технический специалист отдела вакциноуправляемых заболеваний и иммунизации Европейского регионального бюро ВОЗ Людмила Мосина.
По её словам, все применяемые сегодня вакцины по результатам клинических испытаний показали эффективность, безопасность, хорошо переносились людьми, не было выявлено никаких тяжёлых проявлений.
Вакцины подтвердили свою эффективность в полевых условиях. «В реальной жизни вакцины работают практически так же, как и в клинических испытаниях», – заметила Людмила Мосина. Эти данные актуальны как в плане предотвращения смертности, так и предотвращения тяжёлых заболеваний. «Огромное количество исследований было выполнено в разных странах для различных вакцин. И все данные говорят о том, что те вакцины, которые в настоящее время используются, являются высокоэффективными в предотвращении тяжёлых случаев заболеваний в реальной жизни», – добавила она.
Многие производители продолжают клинические испытания, чтобы узнать, как работают вакцины в отдельных группах населения, которые не были включены в первоначальные испытания. Речь идёт о детях, подростках, беременных женщинах.
Вопроса быть не должно
– Объективно сейчас вакцинация защищает от тяжёлого течения заболевания. Если посмотрим количество лежащих в отделениях реанимации вакцинированных людей, оно составляет меньше 1%. Если быть точными, 0,2–0,5%. В среднем по республике оно составляет 0,47%, – сообщил во время вебинара заведующий кафедрой инфекционных болезней и детских инфекций Белорусской государственной академии последипломного образования Юрий Горбич.
Он подчеркнул, что суть даже не в этих цифрах. Важно то, что среди всех людей, которые находятся сейчас в реанимации, привитых практически нет, а среди болеющих тяжело привитых также очень мало.
При этом Юрий Горбич заметил: по заявлениям производителя того же «Спутника V», эффективность вакцины – 92%. Это значит, что из 100 человек восемь не получат защиту. «В ситуации, которая у нас сейчас, мы не видим даже эти 8%.
Связано это с тем, что вакцинируются и переболевшие люди, естественно, эффективность становится выше», – сказал он.
Заведующий кафедрой заверил, что вакцинация на сегодня является самым безо-пасным и эффективным средством профилактики тяжёлого течения и летальных исходов при COVID-19. Особенно важно учитывать это тем, у кого есть факторы риска. У них высока возможность летального исхода с вероятностью 50 на 50, заметил Юрий Горбич, добавив, что «мы стараемся его профилактировать».
По словам врача, вакцинация показана всем людям, у которых к ней нет противопоказаний. Чтобы сформировался адекватный иммунитет, должно пройти в среднем две недели после второй дозы.
Как защитить детей?
– Защиты детей с помощью вакцин в Беларуси пока нет. Но мы можем с помощью вакцин создать так называемый эффект кокона, то есть привить людей, которые окружают ребёнка, в частности, дома. Если все взрослые привиты, риск принести вирус в семью гораздо меньше, соответственно, риск заболевания у ребёнка тоже гораздо ниже, – проинформировала заместитель главного врача Республиканского центра гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья Ирина Глинская.
Что касается неспецифических форм защиты, они аналогичны тем, что рекомендуются и взрослым. «По решению родителей возможно использование маски. Ограничение посещения на период достаточно высокого риска заражения, который есть сейчас, мест массового скопления людей. То есть использовать принцип социального дистанцирования», – пояснила заместитель главного врача.
По её словам, следует обучить детей правилам личной гигиены. Говоря о масочном режиме в школе, Ирина Глинская заметила, что родители всё чаще принимают решение в пользу того, чтобы их дети использовали маски. Педагоги контролируют, насколько правильно это делается. «На мой взгляд как специалиста-эпидемиолога, стоит использовать это шире. Тем не менее решение принимают родители, как будут защищены их дети», – отметила специалист.
Насколько важны антитела?
– Не стоит ориентироваться на титр антител для принятия решения о вакцинации, – заявил заведующий кафедрой инфекционных болезней и детских инфекций Белорусской государственной академии последипломного образования Юрий Горбич. – Наличие, равно как и отсутствие, антител не говорит о том, защищён человек на 100% от COVID–19 или нет. Антитела – это часть иммунитета, а пресловутый клеточный иммунитет антителами не определяется. Более того, есть несколько работ, которые показывают, что высокий титр антител является следствием низкого клеточного иммунитета, это как компенсация. На самом деле высокие антитела тоже не всегда хорошо.
После того как заканчивается встреча организма с возбудителем, количество антител закономерно падает. Любой человеческий организм не может (ему просто не хватит ресурсов) держать титр антител на высоком уровне ко всем возбудителям, с которыми он встречается. «Но если организм снова встретится с тем же возбудителем, то титр взлетит, чтобы обеспечить защиту. Поэтому ориентироваться на титр антител для принятия решения о вакцинации, ревакцинации в настоящий момент не стоит», – отметил заведующий кафедрой.
Когда повторить?
– По окончании курса вакцинации, после введения второй прививки, через шесть и более месяцев можно вводить бустерную дозу. Всем ли целесообразно это делать? На сегодня есть чёткая доказательная база, которая говорит о том, что это целесообразно для лиц со сниженным иммунитетом, тех, которые принимают какой-либо лекарственный препарат, снижающий иммунный ответ, пациентов с онкологическими заболеваниями, ВИЧ-инфекцией, – сообщила заместитель главного врача Республиканского центра гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья Ирина Глинская.
Она пояснила: введение должно быть однократным. Использовать можно как «Спутник V», так и вакцину китайского производства. При этом в качестве бустерной дозы также может выступить прививка «Спутник Лайт» – аналог первого компонента вакцины «Спутник V».
– То есть принципиальных различий, какой вакциной проводить введение бустерной дозы, нет, – отметила она.
Как сообщалось, ВОЗ рекомендует ввести третью дозу вакцины против COVID-19 людям с тяжёлым иммунодефицитом.
По словам технического специалиста отдела вакциноуправляемых заболеваний и иммунизации Европейского регионального бюро ВОЗ Людмилы Мосиной, в настоящее время ВОЗ считает, что нет оснований для ревакцинации, но этот вопрос постоянно рассматривается. В начале ноября будет следующее совещание стратегической консультативной группы. Ещё раз будут рассмотрены все последние данные. Если будет необходимость, ВОЗ будет корректировать свои рекомендации. «В настоящее время мы рекомендуем третью дозу, но не ревакцинацию, а как часть первичной вакцинации, людям, у которых тяжёлый иммунодефицит», – сказала во время вебинара Людмила Мосина.
Прививка для беременных: защитить и себя, и ребёнка
– Вакцинация беременных против COVID–19 эффективна, – заявила технический специалист отдела вакциноуправляемых заболеваний и иммунизации Европейского регионального бюро ВОЗ Людмила Мосина. – В настоящее время уровень вакцинации беременных против COVID–19 недостаточен во всём мире. Они не были включены в первоначальные клинические испытания, поэтому первоначально ВОЗ не рекомендовала вакцинацию ждущих ребёнка, за исключением тех, которые имели очень высокий риск инфицирования, например медработников, работающих с больными COVID–19.
«Однако после начала пандемии прошло время, у нас накопилось очень большое количество данных о риске COVID–19 для беременных женщин. Был проведен метаанализ данных 192 опубликованных исследований, и на основании этих данных мы знаем, что очень высок риск развития тяжёлых форм заболевания у беременных женщин, которые больны COVID–19, по сравнению с женщинами такого же репродуктивного возраста, но которые не являются беременными», – сказала Людмила Мосина.
По её словам, у беременных более чем в два раза выше риск того, что она будет помещена в палату интенсивной терапии, почти в три раза выше риск смерти и почти в 2,5 раза выше риск того, что понадобится искусственная вентиляция. Более того, есть данные 42 исследований, которые включали сотни беременных женщин, перенёсших ковид, рассказавших о негативных последствиях для плода. Установлено, что риск преждевременного рождения ребёнка в этом случае выше в 1,8 раза, а риск того, что детям понадобится интенсивное лечение, выше в более чем 3,5 раза.
«На основании этих данных ВОЗ пересмотрела свои рекомендации. Также у нас появились первые данные из США и Израиля, где начали прививать беременных. Результаты продемонстрировали, что вакцина хорошо переносится беременными женщинами и нет никакого дополнительного риска, а также что вакцинация эффективна», – сказала технический специалист отдела. Она добавила, что антитела после вакцинации обнаружились и в молоке матери. Таким образом, это косвенно подтверждает, что вакцинация матери может защищать и ребёнка.
Подготовила Галина ШЕВЧЕНКО