О коронафобии и надежде на вакцину

Важнае СтопCOVID

Каким образом легко и доступно повысить сопротивляемость вирусу?

На первой линии защиты 

В каком случае развивается любое заболевание, в том числе инфекционное вирусной природы? При наличии трех условий. Во-первых, присутствие повреждающего фактора, в нашем случае вируса COVID-19. Второе – это путь и механизм передачи, на противодействие которым направлены наши усилия: социальное дистанцирование, ограничение контактов, масочный режим, гигиена рук. Все это важно, но, к сожалению, недостаточно для борьбы с пандемией. Третье условие – восприимчивость организма, точнее, его устойчивость к вирусу.

Направление главного удара в борьбе с коронавирусной инфекцией должно быть сконцентрировано на создании невосприимчивости организма к ней. Она обеспечивается первой линией защиты иммунитета, который определяет исход сражения человека с вирусом. Прежде всего, это клеточные и гуморальные факторы неспецифической защиты: система фагоцитоза, интерферона, лизоцима, комплемента. В борьбе проигрывает тот, кто имеет какие-либо дефекты иммунной системы, о которых может даже не подозревать. Наряду с этим нарастающее бремя хронических неинфекционных заболеваний создает благоприятный фон для заражения.

Не стоит забывать и об отягощающих факторах риска, приводящих к тяжелому течению коронавирусной болезни. Опрос жителей Гомельской области показал высокую распространенность пяти ведущих факторов риска здоровья. 29% взрослого населения курят ежедневно, 88% потребляют недостаточно фруктов и овощей, у 41% повышенное артериальное давление, 9% не соответствуют рекомендациям ВОЗ по физической активности (менее 150 минут среднеинтенсивной деятельности в неделю), 56% имеют избыточную массу тела, из них 27% – ожирение. При такой распространенности факторов риска не приходится говорить о высокой устойчивости к вирусу, что требует от населения гораздо большей ответствен­ности за свое здоровье.

Для понимания протекающей пандемии следует вспомнить о теории саморегуляции эпидемического процесса, согласно которой любая вспышка имеет начало и конец. Чем быстрее мы пройдем процесс «проэпидемичивания», тем скорее забудем о пандемии. Попадая в наш организм, вирус циркулирует до тех пор, пока мы его не вытес­ним, снизив его вирулентность.  Несмотря на возлагаемые большие надежды на вакцину, в центре внимания должен оставаться собственный иммунитет.

Идите в баню!

Каким образом легко и доступно повысить сопротивляемость вирусу? Один из наиболее эффективных способов повышения иммунитета – закаливание, причем самый доступный – баня. Вы не задумывались, почему, к примеру, в Японии так много обще­доступных и даже бесплатных бань? Культ бани есть в Швеции, Финляндии. Не случайно эти страны в лидерах по продолжительности жизни граждан. Почему нужно ходить в баню?

Посещая ее регулярно, мы расширяем резервы защитных механизмов организма по отношению к факторам внешней среды. Используя адаптацию к тепловому стрессу, повышаем вирусоустойчивость организма. Срабатывает еще один физиологический закон – перекрестной адаптации.

К числу эффективных средств повышения иммунитета следует отнести регулярный прием витаминно-минеральных комплексов. Желательно, чтобы они содержали от 50 до 100% суточной потребности в витаминах и микро­элементах, и принимать их нужно на протяжении всего периода эпидемического неблагополучия.

Кроме того, надо помнить о хорошо забытых фармакологических средствах профилакти­ки острых респираторных ви­русных инфекций – адаптогенах синтетического и природного происхождения. Это экстракты левзеи, элеутерококка, дибазол, бемитил, под влиянием которых развивается состояние неспецифической повышенной сопротивляемости организма. Фармакологическую профилактику следует рассматривать как одно из эффективных средств целенаправленного действия на иммунитет. Длительный прием указанных адаптогенов приводит к снижению заболеваемости острыми респираторными вирусными инфекциями, причем по эффективности не уступая вакцинации.

Залог душевного здоровья

Люди сейчас очень зависимы от информации, аналогию можно провести с постчернобыльским синдромом, когда у каждого третьего белоруса отмечалась радиофобия. Еже­дневно мы слышим ковидные сводки. Зачем? Поскольку об этих проблемах и угрозах говорят открыто, ведут статистику, публикуют эмоциональные сюжеты и фоторепортажи, то каждый начинает реагировать по-своему. Ученые бьют тревогу: психические расстройства, которые происходят с тревожными людьми из-за коронавируса, уже объединили в одну группу и назвали термином «коронафобия». Тревога – механизм адаптации, который мобилизует наши ресурсы. Это может быть полезным в короткой перспективе. Однако долго находиться в таком состоянии мы не можем.

Лауреат Нобелевской премии Ганс Селье, автор теории об общем адаптационном синдро­-ме, утверждал: болезни начинаются с гормонов страха, которые заставляют организм мобилизовать все силы и направить их на повреждающий фактор, будь то микроб, вирус, холод, жара. Это уникальная неспецифическая реакция защиты, обеспечивающая постоянство внутренней среды. Весь вопрос в том, как такой реакцией управлять. Она не должна быть чрезмерной и затяжной. Как только повреждающий фактор выходит за пределы физиологических возможностей организма, развивается болезнь. Сегодня информационный раздражитель перешел в разряд хронического стресса, формируя у людей высокий уровень тревожности. Невольно создаются предпосылки к истощению компенсаторно-приспособительных механизмов, приводящих к угнетению иммунной системы. Поэтому в условиях искаженного восприятия, массированного информационного давления складываются предпосылки для роста инфекционной заболеваемости.

Источник: http://gp.by
© Правда Гомель