Усилены требования к руководителям и работникам организаций

Тема недели

Tema-1

Президент Беларуси Александр Лукашенко не единожды обращался к вопросу подготовки нормативно-правового акта об усилении ответственности, требовательности к руководящим кадрам. «Исполнительская дисциплина у нас находится на крайне низком уровне — притом по всем статьям и на всех этажах власти», — заявил глава государства 2 декабря на совещании по проекту декрета «Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций».

«Дважды у меня на столе находился проект документа по этому вопросу, и дважды мы отклоняли его. В последний раз мы видели: да, с руководящих кадров мы требуем, и мы должны требовать в этих условиях. Но также мы констатировали: прежде чем требовать с руководителя, ему надо, четко очертив его права, добавить власти», — сказал Александр Лукашенко. Президент потребовал объективной оценки представленного документа и предостерег: «Не дай Бог, мы породим какую-то новую инструкцию с перечнем статей, штрафов». Александр Лукашенко поручил доработать проект с учетом озвученных на совещании предложений. 15 декабря соответствующий документ был подписан.

Лукашенко подписал декрет об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций

Президент Беларуси Александр Лукашенко 15 декабря подписал декрет №5 «Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций».

Документ направлен на искоренение бесхозяйственности, укрепление производственно-технологической, трудовой и исполнительской дисциплины, а также пресечение фактов трудоустройства недобросовестных руководителей на новую руководящую должность.

Так, на руководителей организаций государственной и частной форм собственности декретом возлагается персональная ответственность за обеспечение производственно-технологической, исполнительской и трудовой дисциплины, надлежащее содержание зданий, помещений и оборудования, соблюдение условий труда работников.

При несоблюдении требований руководитель будет привлекаться к дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения. Данные дополнительные критерии оценки работы руководителя будут учитываться при его аттестации и при принятии решения о продлении с ним контракта.

Одновременно с установлением ответственности руководителей предусматривается наделение их дополнительными правами, позволяющими обеспечить надлежащую производственную и трудовую дисциплину, оперативную реализацию принимаемых управленческих решений.

В частности, руководители организаций получат право изменять существенные условия труда работника в связи с обоснованными производственными, организационными или экономическими причинами, предупредив работника не менее чем за 7 календарных дней (в настоящее время установлен месячный срок предупреждения).

Уменьшение срока предупреждения позволит более оперативно изменять условия труда работников (например, режим рабочего времени или систему оплаты труда), а значит более быстро реагировать на изменение конъюнктурных и внешних факторов.

Руководитель сможет применять к работникам, нарушившим дисциплину, в качестве самостоятельной меры дисциплинарного взыскания депремирование на срок до двенадцати месяцев (по действующим правилам мерами дисциплинарного взыскания являются замечание, выговор и увольнение).

Введение материального вида дисциплинарного взыскания позволит более гибко реагировать на допущенные работником нарушения, повысить трудовую дисциплину и будет являться более действенной мерой дисциплинарного воздействия, чем выговор и замечание. Применяться депремирование будет в отношении уже назначенных премий.

Также руководитель организации сможет незамедлительно отстранять работников от работы в случае совершения ими дисциплинарных проступков, повлекших или способных повлечь причинение организации ущерба. Эта мера позволит оперативно пресечь любое нарушение дисциплины и, следовательно, не оплачивать период, в течение которого работник был отстранен от работы.

Руководитель получит право увольнять работников, допустивших нарушение дисциплины, повлекшее причинение организации ущерба в размере, превышающем три среднемесячные заработные платы по республике (с одновременным уведомлением профсоюза).

Введение этого основания увольнения позволит повысить дисциплину труда и бережное отношение работников к вверенным средствам производства. Размер причиненного ущерба, который будет являться основанием для увольнения, достаточно высокий и сегодня составляет порядка Br19 млн. Возможность увольнения работника по этому основанию является правом руководителя, а не его обязанностью.

Кроме того, руководитель организации сможет удерживать из заработной платы работника в счет возмещения ущерба, причиненного по вине работника, до трех его среднемесячных зарплат без подачи иска в суд (в настоящее время наниматель вправе удерживать ущерб в размере одной среднемесячной зарплаты). Это предоставит нанимателю более гибкий инструментарий возмещения убытков от нанесенного работником вреда, сэкономит временные и финансовые издержки. При этом за работником сохраняется право обжаловать принятое нанимателем решение в судебном порядке.

Руководитель вправе будет устанавливать работнику, не допускающему нарушений дисциплины, дополнительные выплаты стимулирующего характера без ограничения их размера за счет прибыли.

В декрете закрепляется перечень дискредитирующих обстоятельств увольнения, в соответствии с которыми трудовые договоры (контракты) могут быть расторгнуты руководителем до истечения срока их действия. Перечень является исчерпывающим и включает все существующие в законодательстве основания увольнения, связанные с ненадлежащим выполнением трудовых обязанностей.

За сокрытие дискредитирующего основания увольнения работника (например, увольнение «по соглашению сторон» работника, устроившего пьянку на рабочем месте) руководители будут привлекаться к дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения.

Документом также вводятся запреты и ограничения при назначении на руководящие должности лиц, уволенных по дискредитирующим обстоятельствам.

В частности, устанавливается запрет назначения на должности, включенные в кадровые реестры главы государства, правительства, облисполкомов (Мингорисполкома), районных, городских исполкомов, местных администраций районов в городах, лиц, уволенных по дискредитирующим обстоятельствам, в течение пяти лет со дня такого увольнения.

Назначение таких лиц (в течение пяти лет после увольнения по дискредитирующим обстоятельствам) на иные руководящие должности в организации государственной и частной форм собственности будет осуществляться с согласия районного, городского исполкома, местной администрации. Такое согласование будет осуществляться на основании информации о кандидате, в том числе представления мотивированного ходатайства организации и прилагаемых к нему характеристик с предыдущих мест работы за последние пять лет.

За нарушение предусмотренного декретом порядка назначения на руководящие должности, отказ в выдаче или нарушение сроков выдачи характеристик руководители будут привлекаться к дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения. При этом лицо, назначенное на должность с нарушением требований декрета, будет подлежать безусловному увольнению в связи с нарушением установленных правил приема на работу.

Вводимые документом требования будут распространяться на работников и руководителей как государственных, так и частных организаций.
Декрет вступает в силу с 1 января 2015 года.

Декрет №5 содержит баланс интересов и ответственности руководителей и работников организаций

«Этот документ — своего рода баланс интересов, баланс ответственности руководителей и работников организаций. Это жесткий документ, но он соответствует духу и требованиям времени и послужит тому, чтобы и руководители, и работники собрались, сконцентрировались. То непростое время, которое наступает в мире (фактически, мы уже живем в этой ситуации), мы должны пройти с минимальными, если вдруг сложится такая ситуация, потерями или с максимальным эффектом, который может быть предоставлен нам возможностями рынка», — заявил журналистам глава Администрации Президента Беларуси Андрей Кобяков.

Документ прежде всего направлен на повышение эффективности хозяйствования, обеспечение надлежащих условий труда в организациях как государственной, так частной форм собственности, повышение качества продукции и в целом на повышение конкурентоспособности белорусской экономики.

Андрей Кобяков обратил внимание на стремительные изменения, которые происходят в мире, в частности, в ближайших странах — экономических партнерах Беларуси. «Это изменение ситуации требует соответствующей адекватной реакции со стороны республиканских органов власти. Поэтому Президент принял решение о том, чтобы в максимальной степени задействовать тот ресурс, который прежде всего находится в распоряжении у нас в стране. Это дисциплина и порядок, — заявил Андрей Кобяков. — Кто бы ни ерничал и ни говорил о том, что это не самые главные позиции в рыночной экономике, но я еще раз хочу подчеркнуть (и глава государства постоянно об этом говорит), что, к сожалению, наша страна не настолько богата, чтобы какие-то проблемные вопросы решать путем двух или трех качков нефти».

«Поэтому выход из непростой экономической ситуации, складывающейся на внешних рынках, — прежде всего в наведении порядка и дисциплины на каждом рабочем месте», — отметил Кобяков.

Одной из основных новаций декрета является четкий запрет на «пересаживание из кресла в кресло» руководящих работников, которые провалили дело на порученном им рабочем месте.

Документом наряду с повышением требований к руководителям предоставляются и более широкие права в отношении подчиненных работников. При этом соответствующие нормы в том числе взяты из законодательств других государств, которые принято относить к числу рыночных экономик.
«Руководитель наделяется возможностями по более существенному и глубокому управлению коллективами, чтобы адекватно реагировать на складывающуюся рыночную ситуацию в том или ином месте», — сказал глава Администрации Президента.

«Но есть и «пряник» в виде возможности дополнительных выплат стимулирующего характера без ограничения их размера за счет прибыли предприятия, оставшейся после уплаты налогов. По усмотрению руководителя можно выплатить любую заработную плату, которую он посчитает необходимой и соответствующей трудовому вкладу того или иного работника организации, которой он руководит», — заметил Андрей Кобяков.

Кроме того, значительно повышается роль местных исполнительных органов власти. «Для организаций, в том числе частных, прописано требование, что если руководитель местного исполнительного органа власти потребовал принятия мер и наказания виновных, то они обязаны это делать. Это прописано в качестве основания для реагирования», — рассказал глава Администрации Президента Беларуси.

Что касается трудовых прав работников, Андрей Кобяков подчеркнул, что никакого поражения в правах нет, и все нормы Трудового кодекса, социальные гарантии продолжают действовать. Вместе с тем немного жестче прописаны некоторые нюансы с точки зрения повышения управляемости.

Декрет №5 направлен на обеспечение высокого КПД предприятий и работников

Об этом заявила журналистам министр труда и социальной защиты Марианна Щеткина, комментируя подписанный Президентом документ.
В текущем году 124 тыс. работников привлечены к дисциплинарной ответственности, 43 тыс. — уволены за прогулы и другие нарушения трудовой дисциплины (из них 4 тыс. — за нахождение на рабочем месте в нетрезвом виде). На производстве в нынешнем году погибли 145 человек (18% — по вине самого работника, 42% — по вине должностных лиц, в остальных случаях есть вина и руководителей, и работников).

«Цель декрета — обеспечить эффективное хозяйствование через исполнительскую, трудовую, производственную, технологическую дисциплину, — отметила министр. — Положения декрета касаются организаций всех форм собственности — и государственной, и частной».

«В соответствии с декретом персональная ответственность возлагается на руководителей организаций за то, чтобы обеспечивалась на должном уровне производственно-технологическая, исполнительская и трудовая дисциплина, чтобы здания, сооружения, помещения и оборудование были в безопасном для работника состоянии, чтобы в полной мере соблюдались условия труда на рабочих местах. Эти критерии являются основными для оценки работы руководителя. Они используются при аттестации, рассматриваются при перезаключении контракта, — подчеркнула Марианна Щеткина. — Если эти требования не выполняются, то руководитель будет привлекаться к дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения». Это достаточно жесткий подход, считает министр, однако он абсолютно оправдан.

Говоря о праве руководителя увольнять работников, причинивших организации ущерб в размере свыше трех среднемесячных заработных плат по республике, министр акцентировала внимание на том, что это право, а не обязанность руководителя. Конкретное решение принимает он сам в зависимости от той ситуации, которая сложилась на предприятии и в организации.

Все нормы декрета №5 направлены на то, чтобы каждый человек на своем рабочем месте честно и добросовестно исполнял функциональные обязанности, резюмировала Марианна Щеткина.

МНЕНИЯ

Марат Жилинский, ректор Академии управления при Президенте Республики Беларусь:

«Декрет направлен на совершенствование управления той или иной системой — организацией, предприятием, учреждением и, если говорить по-простому, он определяет правила игры. В какой-то степени руководители должны отталкиваться от определенного круга обязанностей подчиненных, а подчиненные, соответственно, должны знать, что у них есть определенный круг обязанностей, которому необходимо следовать».

Александр Ивановский, первый проректор Академии управления при Президенте Республики Беларусь:

«Этот документ призван более четко прописать обязанности и права как руководителей, так и подчиненных, повысить их уровень ответственности. При этом упор делается на руководителя как на ключевое звено, так как именно он самый требовательный и чувствительный элемент в этой цепочке. Он должен оперативно реагировать на любые изменения, видеть ресурсные ограничения, принимать стратегически важные решения. В современном мире, в условиях перемен, не должно быть расхлябанности, неисполнительности, затягивания с выполнением принимаемых решений».