В начале ХХ века подъезжающие к Брагину могли видеть купола четырёх церквей и нескольких каплиц. Об истории одной из них, Рождества Пресвятой Богородицы, в преддверии церковного праздника хотелось бы рассказать.
Возведённая в 1790 году (вместо пришедшей в ветхость), она имела сто квадратных сажен вместительности. Построена из дерева, в форме продолговатого креста с одним открытым куполом на середине, железной крышей и тремя входными дверями. К отоплению храм приспособлен не был. Интерьер состоял из досчатого иконостаса, окрашенного в тёмно-зелёный цвет, с золочёными рамами и резьбой, насчитывающий 42 иконы старого письма, расположенные в пять ярусов. С его правой стороны, в особом киоте, находилась икона Божией Матери «Утоли моя печали», устроенная обществом брагинских женщин и обошедшаяся им в 225 рублей.
Имелись несколько богослужебных евангелий, одно из которых в сплошном серебряном окладе, серебряный позолоченный евхаристический набор. В колокольне, устроенной отдельно от церкви, было пять колоколов (весом пятнадцать, восемь, пять, два и половина пуда).
В состав прихода в 1879 году входили деревни Соболи, Бурки, Сперижье, Дублин и часть Брагина. Приход рос: если в 1798 году прихожан-мужчин было 944, женщин – 883 (236 дворов), то в 1879 – 970 и 1019, а в 1913 в приход входили 534 крестьянских двора, два духовных и один дворянский (из них в Брагине – 205 дворов, 805 мужчин и 821 женщина; Соболях – 62 двора, 248 мужчин и 256 женщин; Бурках – 108 дворов, 435 и 396; Сперижье – 78 дворов, 311 и 302; Дублине – 84 двора, 337 мужчин и 353 женщины). В двух дворах духовенства насчитывалось 10 мужчин и 13 женщин, в дворянском – четверо мужчин и шесть женщин.
В 1898 году рядом с храмом построили каменное двухэтажное здание, в котором разместились приписная Петро-Павловская церковь и двухклассная церковно-приходская школа. Возведено оно на средства прихожан при пособии от Минского Епархиального Совета на сумму 2350 рублей.
В 1904 году для священно- и церковнослужителей на церковной усадебной земле на отпущенные из казны деньги был построен дом (он находился между магазином №3 и зданием музея с картинной галереей по улице Советской, кто-то может помнить его).
Само здание Рождества Богородицкой церкви находилось на месте, где ныне расположено помещение районного суда. На церковной земле расположен и музей.
В 1913, году кроме двухклассной церковно-приходской школы, в приходе имелся женский учительский класс, Сперижская одноклассная церковно-приходская школа, Соболёвская школа грамоты, Бурковская и Дублинская земские, министерства народного просвещения школы. При церкви состояло земли: усадебной вместе с погостом церковным – 1 десятина 1194 квадратных сажени, пахотной – 154 десятины 1667 кв. сажен, сенокосной – 75 десятин, под зарослями, болотами и дорогою – 15 десятин 943 кв. сажени. Вся земля, кроме усадебной, располагалась на расстоянии восьми вёрст от церкви. Средний доход, который она приносила, – 700 рублей.
Свою историю приход, по всей видимости, начал в 17 веке. По народному преданию, сохранённому к началу ХХ века, на этом месте произошла битва между казаками Богдана Хмельницкого и поляками. Убитые казаки были похоронены на месте, где сейчас проходит улица Советская (от здания суда в направлении Шкуратов, до дома №104), а возле их захоронений построили храм. Данная легенда подтвердилась при проведении работ, связанных с газификацией, когда при рытье траншей были обнаружены многочисленные захоронения.
Первое письменное упоминание относится к 1678 году – фундуш князей Вишневецких на владение церковной землёй. Метрические книги в церковном архиве хранились с 1742 года. Некоторое время храм был униатским, православию возвращён в 1795 году. Известны следующие имена священнослужителей: Иоанн Ананьевич Радшиевский (с октября 1796 года), совместно с ним с 1797 года служил второй священник – Симеон Николаевич Антипович. После них некоторое время обязанности настоятеля исполнял настоятель Брагинской Троицкой церкви Герасим Когановский (упоминается в бумагах 1810-11 годов), Иаков Варсоба (1816 год), Иоанн Лелявский (1823), Антоний Зморович (1826), Николай Зморонович (1828 – начало 1830), другие.
При Авенире Николаевиче Черняковском в 1936 году храм был закрыт. После этого отец Авенир продолжал исполнять обязанности священника: крестил, хоронил, исповедовал. 17 сентября 1937 года он был арестован, как и последние, остававшиеся на свободе священнослужители Брагинского и Хойникского районов, обвинён в контрреволюционно-фашистской деятельности и 30 октября 1937 года постановлением заседания особой тройки НКВД БССР заключён в исправтрудлагерь сроком на десять лет. Из заключения он не вернулся, умер в казахстанских лагерях от непосильной работы в 1942 году.
До 1941 года ни священнослужителей, ни действующих церквей в Брагине не было. После установления оккупационного режима открыли храм во имя святителя Николая в здании клуба, построенного в своё время на месте бывшей Николаевской церкви. В единственном сохранившемся церковном строении (Петро-Павловская церковь и школа) разместилась комендатура. Однако вскоре был произведён обмен и община вернулась в историческое здание. Настоятелем был Андрей Савенок, уроженец д. Вязок. В 1942 году в Брагин на пастырское служение был направлен архимандрит Нектарий Григорьев, который до конца своих дней поддерживал связь с брагинчанами.
В 1943 году в Петро-Павловский храм попал снаряд, и община устроила храм Рождества Богородицы в доме одного из прихожан, убитого в начале войны, по улице Махова. Настоялем был назначен протоиерей Николай Дометиевич Рымашевский, прослуживший до 1960 года, когда по старости он вышел за штат. Умер 27 августа 1963 года, погребён на кладбище по улице Комсомольской. Последним настоятелем являлся протоиерей Владимир Иванович Мелешко, он же был и последним Брагинским благочинным.
В годы хрущёвских гонений на Церковь, когда по всей стране проходила ярая антирелигиозная кампания, не остался в стороне и Брагинский район: из имеющихся к началу 60-х трёх храмов два были закрыты. 21 февраля 1962 года в районной газете «Прамень камунізму» почти на целую страницу была помещена статья «Цемрашалы». В ней рассказывалось о прошедшем в Доме культуры суде общественности: «300 человек собралось, чтобы высказать своё возмущение темрашалам, которые одурманивают и калечат души людей», приводились цитаты из выступлений. В частности, жительница Брагина П. Юденок говорила: «Мы пераканаліся, што ў нашай пасялковай царкве сабраліся жулікі, якія ашукваюць людзей. Трэба палажыць канец гэтаму. Закрыць царкву!».
Судьба прихода была решена. Храм был закрыт и разрушен. До 1989 года в районе действовала одна церковь – в Сельце.
Настоятель Маложинской Казанской церкви,
священник Ростислав БОНДАРЕНКО